УДК 636.1

Арабская порода лошадей

Никольский Леонид Евгеньевич – бакалавр Уральского федерального университета.

Аннотация: Рассмотрены гипотезы и легенды об арабских лошадях древности. Найдены первые селекционеры арабской породы лошадей. Выявлены три ветви арабских лошадей и пять родов одной из ветвей – Кехайлан. Дано описание характерных особенностей ветви Кехайлан. Изучены особенности содержания лошадей арабами Аравии. Определены причины дифференцированного подхода арабов к лошадям. Приведены некоторые сведения о хадисах, в которых присутствуют упоминания о лошадях.

Ключевые слова: Аравия, Мухаммад, лошадь, кобылица, бедуин.

До появления механических приспособлений для перемещения людей и предметов основным способом передвижения кроме пешего было использование живой тягловой силы, в т. ч. лошадиной. Измерение мощности механизмов в лошадиных силах является отголоском такого положения дел, а также данью уважения и благодарности человечества своему незаменимому на протяжении многих тысячелетий помощнику – лошади.

Согласно одной из научных гипотез происхождения арабских лошадей предками этой породы были древние дикие лошади Аравии. Другая – отводит эту роль лошадям Малой Азии и Северной Африки начала нашей эры [1, С. 10]. В первом столетии н. э. европейцы лошадей в Аравии не наблюдают, во второй половине IV в. – отмечают их быстроту, а VII в. – они уже там распространены повсеместно [2, С. 621].

Часть самих арабских иппологов считает, что лучшие их кони происходят от жеребца Сед-эль-Ракуб, подаренного правнуком Измаила (сын Авраама) царём Соломоном воинам свиты сопровождения царицы Балкист [3, С. 15–17] во время её встречи с ним в Иерусалиме [4, С. 30–31]. Другие – честь быть в числе самых первых селекционеров арабской породы лошадей отводят правнуку Измаила в 13-м поколении Рабиа эль-Фарас (ربيعة صاحب الخيول – «Рабиа владелец лошадей», XI в. до н. э.) и его внуку Аназэ – родоначальнику одноимённого племени бедуинов, обладателей лучших в Аравии лошадей [2, С. 621]. Бинт-ел-Ахуадж (بنت الأحواد) – древнейшая порода лошадей этих потомков Измаила является одной из ветвей арабских скакунов. К ней в качестве прямых потомков относится самая многочисленная хорошо известная и широко распространённая в Аравии уже во времена пророка Мухаммада ветвь Кехайлан и почти исчезнувшая к ХХ в. – Зад-ел-Мусефар (زاد المصيفار). Ветвь Кехайлан в свою очередь делится на пять родов: Кехайлан, Сеглауи, Абейан, Хамдани и Хадбан (Годбан). Роды делятся на кланы [2, С. 622]. Арабские скакуны Сеглауи – нарядные, лёгкие, но не столь резвые и быстрые как более крупные Кехайлан. Хадбан – самые мощные и резвые из всех родов арабских лошадей, одной из особенностей которых этой является т. н. «петушиное» положение хвоста при беге [1, С. 11]. Ветвь Кехайлан (Когейль), считающаяся самой выносливой и адаптированной к различным климатическим условиям Аравии, была выведена в горах Неджида, поэтому она ещё известна под названием Неджидская [2, С. 621]. Её воспроизводство было уделом рода Когейль, остальные племена использовали жеребцов с Неджиды для выведения Гатики – полукровных лошадей, которые в самой Аравии у бедуинов пустыни не встречаются т. к. те считают их совершенно не годными для себя. С абсолютным пренебрежением они относятся и к ещё одному роду лошадей под названием Кадиши, воспроизводством которых никто из арабов специально не занимается и в самой Аравии их вообще нет [4, С. 31–32].

Тяжёлые климатические и бытовые условия кочевников Аравии выработали требования к их лошади как умной, выносливой и преданной. Арабы содержали их рядом со своим жильём, а иногда укрывались вместе с ними в палатках защищая лошадей от пыльных бурь и врагов [1, С. 9–11]. В связи с недостатком в летней жаркой Аравии естественного и вдоволь для лошадей зелёного корма, бедуины кормили их скудно и, что называется, чем придётся: ячменём с соломой, корнями сожжённых солнцем растений, делились с ними своей традиционной пищей: финиками, верблюжьим молоком и бараньим мясом. Только в период зимних дождей, когда почти всё пространство пустыни покрывалось сочной зеленью, лошади могли наесться её вдоволь [4, С. 31]. И это при том, что кормление верховых лошадей всегда д. б. хорошим, при этом норму овса нужно разделить так, чтобы утром было меньше, a вечером больше. Например, при норме в 8 кг: утром – 2 кг, днём – 2 кг, вечером – 4 кг [5, С. 237]. К тому же в сутки для лошади необходимо от 25 до 50 литров воды [5, С. 329].

Для перемещений и в качестве рабочей силы арабы использовали верблюдов, лошадей же они применяли исключительно для милитаристских целей, завоевав в т. ч. и с их помощью огромные территории от Испании до Китая. Знатоки и толкователи Корана пришли к выводу, что за это «араб должен любить лошадей, как часть своего сердца, и жертвовать для их содержания пищей собственных детей» [6].

Особое отношение арабов к своим скакунам как к боевому товарищу в некоторой степени может быть понято и подтверждено междоусобной 40-летней войной двух племён Аббас и Дхобайан произошедшей в I или II вв. н. э. из-за скачки двух лошадей [2, С. 622]. Похожая 40-летняя война началась примерно в 560 г. н. э. между племенами бену Абс и бену Зубьян [7, С. 4–7].

Сторонники пророка Мухаммада искренне полагали, что все арабские лошади произошли от пяти его любимых кобылиц, на которых он, якобы, бежал из Мекки в Ясриб в 622 г. Вообще, у арабов принято вести родословную коня не от его отца, а от матери, как в память о кобылицах Мухамеда [4, С. 31], так и потому, что ценнейшие генотипические и фенотипические качества чистой арабской породы, а именно – их выносливость и несомненная внешняя красота [5, С. 284], а также ум и преданность хозяину передаются в основном по материнской линии [4, С. 31].

Хадисы о добром и мудром отношении Мухаммада к лошадям стали появляться сразу же с первых веков ислама. Сын известных в Египте учёных палестинского происхождения правовед Умар ибн Раслан аль-Булкини в своём труде под названием كتاب قطر السيل في امر الخيل (Комментарий к «Всеобъемлющей книге по обращению с лошадьми»), который является сокращённым вариантом более ранней книги египетского учёного Абд аль-Мумина ибн Халафа ад-Димьяти (ум. в 1306 г.), собрал впечатляющее количество хадисов (эпизодов из жизни пророка Мухаммада и его высказываний) о лошадях [8]. Один из них повествует о видениях пророка, где мифологический конь аль-Бурак (араб. البُراق) во время аль-Исра (لإسراء والمعراج – ночной перенос), перенёс его из Мекки в Иерусалим, а оттуда – на небеса, где он, прежде чем вернуться в Мекку, встретил и пообщался с жившими до него пророками [3, С. 87–91]. Ночному переносу посвящена целая сура в Коране – «Перенос ночью» [9, С. 105–111].

Список литературы

  1. Спектор А. А. Лошади. М.: АСТ, 2018. – 192 с.
  2. Военная энциклопедия. В 18 т. Т. 2. СПб.: Тип. И. Д. Сытина, 1911. – 651 с.
  3. Джилман А. Сарацины: от древнейших времён до падения Багдада. М.: Вече, 2007. – 352 с.
  4. Марков М. И. История конницы. В 5 ч. Ч. 2. Тверь: Тип. Ф. С. Муравьёва, 1886. – 220 с.
  5. Глaдeнкo B. К. Книга o лошади. M.: PИA «ИM–Инфopм», 1999. – 368 с.
  6. Ганулич А. К. Лошади Пророка Мухаммада. / Журнал «Кони Петербурга». 2000. 3 января. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://www.equestrian.ru/other/history/832/ (Дата обращения: 23.03.2021)
  7. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времён. В 4-х т. Т. I. / Пер. с нем. Н. А. Медникова. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1895. – 376 с.
  8. عمر بن رسلان البكيني. شرح الكتاب "كتاب شامل في علاج. الخيول" (Умар ибн Раслан аль-Булкини. Комментарий к «Всеобъемлющей книге по обращению с лошадьми». Китаб катр ал-сайл фи амр ал-хейл. Library of Congress / Call Number: SF285 .B85 1653)
  9. Перевод Корана с расположением сур в порядке ниспослания их Свыше. СПб.: МЕРА, 2014. – 336 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: