Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Хочашева Эмине Наримановна – студентка Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В данной статье рассмотрен метод песочной терапии и его влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, его эффективность и целесообразность использования. Проведен литературно сравнительный анализ исследований специалистов в данной области. 

Ключевые слова: Песочная терапия, коррекция, дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В дошкольном возрасте ребенок все больше стремится к совместному обсуждению явлений, объектов окружающего мира и взаимоотношений между людьми. А поскольку речь тесно связана с мышлением ребенка, развитие речи дает ему возможность выйти за рамки переживаемой ситуации [7].

В среднем дошкольном возрасте обогащается и расширяется социальный опыт в общении со сверстниками, детьми младшего возраста и более старшего возраста, для совместной игровой деятельности (сюжетно-ролевых игр). К концу дошкольного периода речь становится важным средством коммуникации, и развитие речи у детей является наиболее важным периодом. На развитие речи дошкольника влияет не только потребность в общении, но и новые виды деятельности ребенка, например песочная терапия или терапия песком [2].

Впервые песочная терапия была предложена Карлом Густавом Юнгом, выдающимся психотерапевтом и создателем аналитической терапии. Игра с песком является естественной и доступной формой деятельности для каждого ребенка. Цель песочной терапии заключается в том, чтоб не менять и не навязывать ребенку каких-либо маркеров поведения, а дать ребенку возможность раскрыть свой внутренний потенциал и быть самим собой. Песочную терапию применяют в коррекционно-развивающей работе такие специалисты как: учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги-психологи [3].

Отечественные педагоги Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии, внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» и являются авторами таких книг: «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»; «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», «Как помочь «особому» ребенку», «Игры в сказкотерапии».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, посредством которой ребенок познает себя и окружающий мир. Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние, избавляют от психологического напряжения, снижают уровень тревожности и помогают выразить свои душевные переживания. При работе с песком ребенок проявляет интерес и не боится допустить ошибок, ведь их можно исправить без особых усилий [4].

Существует множество методик применения песочной терапии, позволяющие одновременно решать сразу несколько задач: диагностику, коррекцию, развитие мелкой моторики, межполушарное развитие головного мозга, развитие речи и обогащение словарного запаса. Посредством терапии песком ребенок учится самовыражению, самосознанию и развивает самооценку, и умение работать в коллективе.

Игра с песком часто является ведущим методом коррекционно-развивающей деятельностью в работе с детьми, у которых возникают трудности в выражении своих переживаний, а также является вспомогательным средством, которое позволяет стимулировать ребенка и развивать его сенсомоторные навыки [6].

Разыгрывая ситуации в песочнице, которые беспокоят ребенка, с помощью игрушечных фигурок, тем самым создавая образ своего внутреннего мира, ребенок освобождается от напряжения. При речевых нарушениях игра с песком помогает ребенку выразить свои чувства, и помогают решать коммуникативные задачи. Во время игры с песком у ребенка развивается фантазия и воображение, которое позволяет ему создавать свой мир, путешествует во времени, по разным странам и планетам.

Развитие речи является необходимым для гармоничного развития ребенка имеет важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего мира [1].

В дошкольном возрасте у детей частно возникают речевые нарушения. Песочная терапия является эффективным инструментом для речевого развития ребенка, данный метод все чаще приобретает свою популярность, и применяется на групповых, индивидуальных и фронтальных занятиях.

Существует множество вариантов песочных игр, специалисты практики грамотно подбирают методы работы, индивидуально для каждого ребенка. Песочная терапия завораживает своими удивительными возможностями. И нам следует обратить внимание на то сколько фантазий можно воплотить в песочной картине. С уверенностью можно сказать, что не только дети, но и взрослые, с удовольствие погружаются в мир песка [5].

Подводя итог, можно сказать, что песочная терапия влияет на психическое здоровье, развитие познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, обогащает словарный запас и развивает речь детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.
  2. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.
  3. Васильченко Л.Н. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребѐнка» - Л.Васильченко «Развитие и коррекция»-2001. С.42-47.
  4. Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия» // Дошкольная педагогика No5 /сентябрь, октябрь/ 2004.
  5. Жителева С.С. «Песочная терапия» -С.С.Жителева «Ребѐнок в детском саду». - 2006.-N4.-С.65-68.
  6. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
  7. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» — СПб.: Речь, 2006. —176 с.