УДК 34

Понятие ноу-хау

Паронян Юлия Андраниковна – студент Сибирского юридического университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается понятие «ноу-хау» в России, а также перечень информации, входящей в ее состав, на различных исторических этапах в сравнении с современным определением, анализируется становление признаков данного понятия, определяются тенденции развития. Целью настоящего исследования, является изучение законодательного понятия ноу-хау. При написании настоящей статьи были использованы следующие методы: исторический, системный, сравнительный, аналитический.

Ключевые слова: информация, коммерческая тайна, ноу-хау.

Актуализация изучения теоретической и законодательной проблематики ноу-хау в Российской Федерации вызвана все большим внедрением нашего государства в систему глобальных рыночных отношений, приобщением российского предпринимательского сообщества к международным стандартам ведения бизнеса, интеграцией зарубежных компаний в российское экономическое пространство, а также рядом иных, сходных по сущности, причин способствующих развитию ноу-хау как объекта гражданского права.

Законодательное определение ноу-хау в Российской правовой системе закреплено одновременно с завершением кодификации Российского гражданского законодательство в связи с принятием части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ).

Секреты производства (ноу-хау)определяются как информация любого характера (производственная, техническая, экономическая, организационная и др..) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющих фактическую или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, если такая информация не является свободно доступной третьим лицам на законных основаниях и обладатель такой информации принимает разумные меры для сохранения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Термин «ноу-хау» первоначально появился в российском законодательстве примерно тридцать лет назад. Впервые он упоминается в статье 151 Основ гражданского законодательства под названием «Охрана секретов производства» [4]. В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ноу-хау была посвящена статья 139 [1]. Причем в указанной статье ноу-хау рассматривалось в качестве синонима коммерческой тайны. Указанные термины использовались для обозначения и самих секретных сведений, и специального режима их охраны и использования.

Следует отметить, что словосочетание «ноу-хау» в переводе с английского означает «знать как», оно использовалось для обозначения незапатентованных (тайных) сведений, без которых применение патента было практически невозможным. Так, согласно Arthur R. Miller ноу-хау представляло собой конфиденциальную информацию о методах изготовления каких-либо веществ (когда патентовался сам состав изобретения, объектом которого выступало вещество) [7].

Постепенно термин ноу-хау стал использоваться в отношении любой секретной технической информации, владение которой могло приносить прибыль и давало преимущества в конкурентной борьбе [8].

Ноу-хау-это глобальный термин для обозначения различных уникальных знаний или навыков в отношении производства, товаров, услуг и т. д., которые охраняются режимом коммерческой тайны и считаются объектом продажи или используются для достижения конкурентного преимущества перед другими хозяйствующими субъектами [2, с. 50].

В нынешней ситуации, когда количество ранее неизвестных технологий запатентовывается все меньше и меньше, а в легальный оборот поступают лишь единицы, правовая охрана ноу-хау играет огромную роль в мировой экономике. Главным критерием защиты ноу-хау является то, что информация должна гарантировать экономическое превосходство над конкурентами, поскольку она хранится в секрете.

Согласно статье 139 ГК РФ коммерческая тайна (ноу-хау) – это информация, которая:

  1. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;
  2. неизвестна третьим лицам;
  3. к ней отсутствует доступ на законном основании;
  4. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

Следует отметить, что указанное определение практически полностью соответствует пониманию коммерческой тайны за рубежом. В иностранной литературе часто указывается, что термины ноу-хау и коммерческая тайна используются в качестве синонимов для обозначения конфиденциальной информации технического характера или секретов бизнеса.

В 2004 году был принят Закон «О коммерческой тайне», в котором коммерческая тайна рассматривалась как особый режим конфиденциальности, тайны, а также описывались меры по охране секретной информации (ст. 3) [3].

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу в 2008 году, содержит нормы, которые регламентируют правовой статус ноу-хау (глава 75). Согласно ст. 1465 ГК РФ «ноу-хау признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности…»[1].

Таким образом, три нормативных акта, имеющих статус закона, стали регулировать вопросы, связанные с сохранением конфиденциальности сведений, «дающих преимущества в конкурентной борьбе». Проблема заключалась в том, что указанные законы частично противоречили друг другу и отражали разные подходы к пониманию сущности коммерческой тайны и ноу-хау.

Исходя из особенностей правового определения ноу-хау, вполне безопасно относить к ним большую часть сведений о промышленной продукции, изобретениях, производственных устройствах, деталях, рецептурах, которые обычным для гражданско-правовых структур способом направляются на регистрацию в качестве патента. В случае ноу-хау собственнику не нужно патентовать свой объект, так как при патентовании его секрета производства исчезает секретность информации, необходимой собственнику для извлечения коммерческой выгоды [6].

При этом было бы утрачено социально-экономическое назначение объекта, так как патентообладатель не хранит свою информацию в тайне [5], для защиты исключительных прав патентообладатель в обязательном порядке обращается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который, в свою очередь, публикует в официальном бюллетене сведения о патенте, дающие полное представление обо всех существенных признаках промышленного образца, изобретения, полезной модели и др.

Рассматривая особенности ноу-хау, выделяющие данный специфический объект от других результатов интеллектуальной деятельности, следует соотносить секреты производства лишь с субъектами коммерческой направленности, оставляя тем самым без правовой защиты сведений некоммерческие организации, ибо как следует из ст. 1465 ГК РФ, секретами производства могут быть признаны только сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность.

Таким образом, секреты производства как достаточно новая правовая конструкция имеет свои особенности, отличающие ее от других результатов интеллектуальной деятельности как в социально-экономическом назначении, так и в правовом режиме исключительности прав. В связи с тем, что российское гражданское законодательство находится только в стадии развития и «примерки» новых форм гражданско-правовых конструкций, вполне реальна дальнейшая реформация непроработанных до конца нововведений, несоответствующих основам гражданского права и фактическому положению дел.На мой взгляд необходимо вернуться к пониманию термина ноу-хау как технических секретов, а также рассмотреть возможность интродуцирования в российское законодательство термина «секреты бизнеса». Это позволит приблизить российское правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности к зарубежным стандартам, а также избежать проблем, связанных и не совсем корректным пониманием и использованием указанных терминов.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
  2. Колесникова М.А. Охрана ноу-хау/ М.А. Колесникова. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» , 2014. – 60 с.
  3. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст.3283.
  4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1), (документ утратил силу с 1 января 2008 года на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст.733.
  5. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Российская газета. -2012. - № 70. – ст. 5743.
  6. Яблокова И.В., Волков С.Д. Секрет производства (ноу-хау) как охраняемый результат интеллектуальной деятельности предпринимателей // Экономика и экологический менеджмент. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sekret-proizvodstva-nou-hau-kak-ohranyaemyyrezultat-intellektualnoy-deyatelnosti-predprinimateley (дата обращения: 03.10.2020).с. 147.
  7. Miller A.R., Davis M.H. Intellectual property. In a nutshell. New York. 2007. 458 p p. 21.
  8. ,Mirskikh I. The problems of legal regulation of intellectual property rights in innovation activities in Russia. WorldAcademyofScience, Engineering and Technology. Vol. 41. May. 2009. P. 464-472.