Сохранение и развитие казахских традиций семейного воспитания детей

Сарбаев Тлеген Бактбаевич ­– студент Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблемы сохранения казахских традиций семейного воспитания, а также рассмотрение правового положения детей.

Ключевые слова: традиции семейного воспитания, правовое положение детей.

У казахов семейные отношения сохраняли много традиционных патриархальных черт, вплоть до начала 20 века. Это проявлялось в имущественном праве членов семьи, и их личных взаимоотношениях, но также и в межполовом разделении труда [2, с. 44].

Мужчины в основном были заняты на престижной скотоводческой сфере труда, а женщины во второстепенной сфере домашнего хозяйства. При данных обстоятельствах мужчина считался кормильцем, а женщина зависимым от супруга. Соответственным образом различались имущественные права тех и других. По адату женщине в прошлом принадлежало только ее приданное, сколько бы она ни проработала в семье. Если женщина владела имуществом, то она не имела право самостоятельно им распоряжаться. Ни нормы шариата, ни нормы адата не признавали ее правоспособности, данные нормы ставили женщину в зависимость от отца, брата, мужа, сна. По нормам адата женщина не имела право на наследование имущества; по шариату женщина могла претендовать на наследство, но только на половину доли мужчин. В казахских семьях мать оставалась на попечении своего младшего сына, сестры на попечении своих братьев, которые были обязаны наделить их приданным.

Если обратиться к имущественным правам мужчин, то в зависимости от социального положения и возраста они также были не равны. В малой, так и в большой семье ее глава являлся фактическим хозяином всего семейного имущества, который полновластно распоряжался землей и скотом, решал, что купить и продать, ведал бюджетом семьи. В распоряжение главы семьи поступало все добытое трудом других членов семьи, в том числе заработки взрослых сыновей [4, с. 48].

Как правило старший по возрасту мужчина возглавлял традиционную казахскую семью, хотя с проникновением капитализма случалось, что он вынужден делить свою власть с тем, кто являлся основным добытчиком средств к существованию. В этом случае происходило разделение власти: за одним признавалось формальное лидерство, а другой являлся фактическим лидером, который отвечал за хозяйственные работы. Случалось, что после супруга старшая жена – вдова, как мать семейства, становилось во главе домохозяйства, удерживая его от раздела. Следовательно, даже в таких случаях перед родоправителями, соседями, властями семью представлял ее старший сын, который официально участвует в различных общественно – родовых и общесемейных мероприятиях и т.д.

С установлением Советской власти закон предоставил всем взрослым членам семьи равные имущественные права, а широкое вовлечение молодежи и женщин в производство позволило им данные права реализовать в повседневной жизни. Вовлечение казахских женщин в отличие от европейских происходило не сразу, а постепенно. Окончательный перелом произошел только с началом Великой Отечественной войны, когда женщины заменили на производстве мужчин ушедших на фронт.

Начиная с 1950 – х годов, имущество как правило фактически начало принадлежать всем взрослым членам семьи. Распоряжение семейным бюджетом определялось не только старой или новой традицией, но также особенностями семьи, занятостью ее отдельных членов, и их индивидуальными психологическими чертами. Распоряжение личными доходами детей начало зависеть по большей части от особенностей семей. Заработанные деньги в большинстве случаев, находились на хранении матери или жены [3, с. 78].

Также во многих семьях, в особенности сельских, традиция главенства старшей женщины и старшего мужчины, сказывалось в том, что с ними принято обсуждать или согласовывать какие либо приобретения или покупки.

С конца 1950 – х и начала 1960 – годов стали появляться семьи, которые возглавлялись женатыми сыновьями при отце – тогда, когда сын имел престижную профессию (учитель, врач, инженер), получал хорошую заработную плату, был уважаем на производстве и в обществе. В том числе участились случаи главенства в семьи женщин.

В настоящее время главой полной семьи, считается старший мужчина, хотя и бывают исключения из этого правила. Главенство как правило не всегда совпадает с фактическим лидерством мужа – отца. В обычной жизни супруга, дети, другие члены семьи могут признавать такое главенство, но в реальности прислушиваться к тому, кто наиболее авторитетен – не обязательно к мужчине. Фактическое лидерство или формальное главенство, не всегда совпадает с авторитарной властью главы семьи.

Как правило процессы демократизации затронули и другие стороны личных отношений в казахских семьях. Сейчас редко наблюдается ранее беспрекословное повиновение детей - родителям, сестер братьев, младших сестер и братьев – страшим по возрасту, а в неразделенных или сложных семьях – перед взрослыми членами семьи. Зачастую отношения между ними определяются не столько их местом в семейной иерархии, а сколько их личными качествами, включая уровень образования, положения в обществе, приносимый в семью доход. По прежнему многие традиции сохраняются и по настоящее время. Согласно статистическим данным, среди южных казахов, в семье стараются выделить старших сыновей в отдельное домовладение, а младшего сына оставить у себя, так как он считается хранителем отцовского очага [1, с. 54].

Традиционный этикет общение оказывает также на характер внутрисемейных отношений. Основным его содержанием считается уважение к старшим. В Южном Казахстане уважение к старшим характеризуется прежде всего его социальным или возрастным статусом. Например, в присутствии главы семьи или представителей старшего поколения младшие члены семьи, включая женатых сыновей соблюдают ряд этикетных запретов. Они не могут сидеть или лежать, курить, пить, держать руки в карманах, перебивать. В том числе уважение к старшим можно отнести как помощь при мытье рук, при рассаживании или вставании, при проводе их до двери или до калитки.

Данные знаки уважения оказываются ко всем старшим, если разница в возрасте не является ничтожной. Такими же правилами этикета, уважения наблюдаются и среди женщин.

Другой важной чертой семейного этикета считается уважение женщин к мужчинам. В трех – четырех поколенных семьях женщины предпочитают есть после мужчин и обслужить их во время трапезы; исключение могут составлять пожилые женщины или бабушки, на которых данные предписания не распространяются. В присутствии гостей в малых семьях женщина также обслуживает мужчин за столом и только в домашнем кругу могут составить им компанию. Женщины ложатся спать только после того, когда улеглись мужчины. К старшим мужчинам женщинам нельзя поворачиваться спиной, из – за чего женщины даже покидают комнату пятясь. Также женщины оказывают женщине положенные знаки внимания. В полной мере это также относится и к любой женщине пожилого возраста и матери.

За последнее время традиционный семейный этикет упрощается. Это относится в первую очередь к уменьшению состава участников этикетного общения. Предписываемые правила сохраняют представители младшего поколения по отношению к отцу, деду, невестка по отношению к свекрови и т.п. На данную тенденцию также оказывают влияние такие этикетные ситуации, как отсутствие или наличие при обращении с уважаемым людьми, родственниками, престарелыми членами семьи. Все это приводит к увеличению разрыва между действующими повседневным этикетом [5, с. 56].

Следует отметить, что семьи которые имеют представителей старшего поколения, повседневное поведение скованнее, а в семьях среднего и молодого возрастов – более свободнее. Также упростилось общение младших и старших братьев и сестер. В некоторых ситуациях сохраняются и наблюдаются оживления ряда основных элементов традиционного этикета, такие как проведение похоронно – поминальной или свадебной обрядности, а также религиозных праздников такие как ( Ураза, курбан байрам), где женщины и мужчины сидят за отдельными столами, при всех действиях подчеркиваются привилегии старшинства.

В южных регионах Казахстана сохраняются некоторые запреты и обычаи избегания, в котором можно выделить два аспекта. Первым является предмет избегания, запрет находиться вместе, совместно принимать пищу. Второй аспект характеризуется избеганием между невесткой женой и родственниками мужа, и т.п.

В присутствии старших родственников или посторонних, не все молодые родители могут открыто проявлять взаимные чувства, приласкать или обнимать своего маленького ребенка, что позволительно в узком домашнем кругу. Избегание между старшими родственниками мужа и женой, обычно длится до первых до первых родов. С течением определенного времени ряд запретов ослабевают или снимаются, но некоторые из них сохраняются. В частности громко разговаривать в присутствии свекрови и свекра, произносить их имена, невестка в присутствии родителей или родственников мужа ведет себя крайне сдержано .

Таким образом, сущность и демократизация внутрисемейных отношений во многом определяются составом семьи. В малых семьях с наличием представителей трех – четырех поколений семьи, в том числе одного или обеих престарелых родителей супруга, сильно влияние традиционных начал. Другие члены семьи нередко учитывают их мнение или просто не хотят обидеть их пренебрежительным отношением к привычным для тех порядкам. Там, где представители старшего поколения неуклонно следуют установкам прошлого, большей частью преобладают традиционные стереотипы. Но бывает и так, что люди среднего возраста, придерживаясь традиционных норм и правил поведения по отношению к старшим, не требуют того же от младших по отношению к себе.

Список литературы

  1. Алиев М.Н. Культура и традиции казахского народа: - М.: Терра. 2015. С. 54.
  2. Ахметова. «Казахи: традиции и новации»: - М.: АСТ.2017.С.44.
  3. Ветров С.К. Культурные и семейные ценности казахского народа. – М., Культура и мир. 2013. С. 78.
  4. Рафиков М. В Казахи. Этноатлас. : - М.: Китап. 2013.С. 447.
  5. Ундасынов И. Н. История казахов и их предков. –М.: Эскмо.2015. С. 56.