УДК 343.98

О классификации судебно-трасологических экспертиз

Четвергов Андрей Владимирович – начальник Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте.

Абрамов Александр Юрьевич – заместитель начальника Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте.

Лиценберг Ирина Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации.

Аннотация: Судебно-трасологические экспертизы являются наиболее востребованными на практике при расследовании преступлений. Однако, вопросы их классификации, как показал анализ источников нормативной, учебной и специальной литературы, не являются разработанными исчерпывающе. В статье систематизирована и дополнена существующая классификация судебно-трасологических экспертиз.

Ключевые слова: трасология, судебно-трасологическая экспертиза, классификация, исследование следов, идентификация объектов по следам, ОВД, расследование преступлений.

Первые упоминания об использовании следов при расследовании преступлений обнаружены еще в древних документах, датирующихся II в. до н.э. В последующем, на протяжении истории, разрабатывались теоретические основы и практические аспекты трасологии.

Значительный научный вклад в развитие данной области знаний в XX в. внесли Г.Л. Грановский, Е.И. Зуев, Ю.Г. Корухов, Б.И. Шевченко, И.Н. Якимов.

Признание трасологии в 30-40-х гг. прошлого века самостоятельным разделом криминалистики стимулировало ее дальнейшую разработку. Из современных отечественных ученых, специализирующихся в данной сфере научных интересов, следует отметить работы Т. В. Аверьяновой, Н.П. Майлис, А.Г. Сухарева и др. Практическое же применение трасологии, прежде всего, реализуется посредством судебно-трасологических экспертиз.

Под судебно-трасологической экспертизой подразумевают процессуальное действие, в ходе которого специалист, обладающий всей полнотой необходимых познаний в научно-технической или культурной сфере и соответствующим уровнем квалификации, производит изучение следов какого-либо объекта в целях получения доказательств для суда [8].

Целью судебно-трасологической экспертизы является установление объекта по обнаруженным следам, а также и определение механизма и условий их образования.

Статистические сведения свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес от общего количества экспертиз, проведенных в подразделениях ОВД, приходится именно на трасологические (75%) [5].

В Забайкальском линейном управлении МВД России на транспорте в 2019 г. проведено 407 криминалистических экспертиз, из них наибольшая доля (40,3%) – трасологические.

Как показал проведенный анализ, в настоящее время, научные труды, преимущественно посвящены методике судебно-трасологических экспертиз, закономерность чего очевидна. Однако, приведенные в изученной литературе классификации судебно-трасологических экспертиз требуют систематизации и дополнения:

Общая система классификации судебных экспертиз включает четыре уровня:

  1. Классы (типы) составляют экспертизы, объединённые общностью теоретических и методических основ и объектов, исследуемых на базе определенных знаний. Классами судебных экспертиз являются, например, криминалистические, судебно-медицинские и др.
  2. Роды экспертиз дифференцируют в зависимости от предмета, объектов и методов исследования. Например, родами криминалистических экспертиз являются трасологические, баллистические и др.
  3. Виды – составляющие части рода, которые различаются между собой спецификой предмета при общих объектах и методиках.
  4. Разновидности (подвиды) – элементы вида, отличающиеся конкретными задачами и методиками исследования отдельных групп объектов [9, 16].

ГОСТ Р 57428-2017 «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения» классифицирует судебные трасологические экспертизы по предмету исследования на следующие виды: гомоскопическая, механоскопическая, экспертиза следов животных и транспортная [3].

1. Гомоскопическая – занимается исследованием следов человека, с целью идентификации личности (прежде всего, правонарушителя), а также установления произошедших событий и связанных с ними обстоятельств. Развернутую классификацию экспертизы данного вида можно представить следующим образом:

Что касается трасологической экспертизы следов крови и других следов биологического происхождения, то предметом ее исследований является механизм их образования, а не состав веществ. Последний устанавливается в ходе судебно-медицинской, а также является объектом исследования комплексной (медико-криминалистической) экспертизы [4, 17];

Согласно классификации следов человека по Г.Л. Грановскому [12], гомоскопическую экспертизу целесообразно классифицировать на:

2. Механоскопическая экспертиза исследует следы орудий и механизмов:

3. Экспертиза следов животных – изучает следы зубов, когтей, лап, подков животных, а также клейма, например, на шерсти животного. Решает задачи, связанные с установлением животного, оставившего следы и механизма их образования.

4. Транспортная (экспертиза следов железнодорожного, автомото- и водного транспорта), преследует основные цели установления вида, марки и модели транспортного средства, частей транспортного средства, которыми были оставлены следы, направления и характера движения, а также неисправностей исследуемого транспортного средства по его следам. Транспортно-трасологические экспертизы назначаются при расследовании уголовных дел, когда транспортное средство использовалось как объект либо орудие преступления, дорожно-транспортных происшествий [2].

В п. 24.1 Приложения № 2 к Приказу МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 27.06.2019) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» перечислены следующие виды трасологической экспертизы: исследование следов зубов, губ, ногтей человека, следов обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений; узлов и петель; целого по частям; запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов [13].

Так, не упоминавшиеся выше, экспертиза производственных механизмов на изделиях массового производства; узлов и петель, и целого по частям, очевидно, следуют быть отнесены к механоскопической экспертизе.

Необходимость экспертизы производственных механизмов на изделиях массового производства (например, крепежных изделиях, бутылках с напитками и т.п.), имеющих на поверхности следы, возникшие при изготовлении, зачастую, возникает при расследовании хищений продукции, а также фальсификации товаров [6].

Экспертиза узлов и петель осуществляется для установления видовой, профессиональной принадлежности узлов и петель, и даже для определения конкретного лица, завязавшего их и др. 

Экспертиза целого по частям проводится для установления, не составляли ли ранее несколько объектов единое целое. При это под «целым» подразумевают три вида объектов: монолитные (например, стекло фары); составные из соединенных между собой деталей (например, велосипед); комплектные предметы (например, ключ и замок) [1].

По выполняемым задачам трасологическая экспертиза классифицируется на следующие разновидности.

  1. Идентификационная, задачей которой является установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целого по частям;
  2. Неидентификационная:

По последовательности выполнения трасологическая экспертиза подразделяется на:

По количеству и составу экспертов трасологическая экспертиза классифицируется на следующие виды:

В дополнение, к рассмотренным выше признакам, целесообразно классифицировать судебно-трасологические экспертизы в зависимости от размера исследуемых объектов:

Вероятно, что в ближайшем будущем, в связи с развитием нанотехнологий распространение получит и трасологическая экспертиза нанообъектов, которые будут являться объектами исследования, при применении соответствующих методов и средств.

Кроме того, в зависимости от природы происхождения следов, трасологическую экспертизу следует классифицировать на:

Сводная графическая система классификации судебно-трасологических экспертиз, составленная авторами настоящей статьи, представлена в таблице.

Таблица 1. Классификация судебно-трасологических экспертиз.

Классификация судебно-трасологических экспертиз

По предмету исследования

Гомоскопические

собственно, гомоскопические

мехагомоскопические

следов рук человека

следов обуви

следов зубов человека

следов элементов одежды

следов босых ног человека

следов протезов

следов других частей тела человека

 

следов крови человека

 

прочих биологических следов человека

 
  

Механоскопические

следов орудий и инструментов

запирающих, предохранительных и сигнальных устройств

узлов и петель

следов производственных механизмов на изделиях массового производства

целого по частям

 
  

Транспортно-трасологические

Следов животных

 

По задачам

Идентификационные

Неидентификационные

диагностические

ситуационные

классификационные

   

По последовательности выполнения

первичная

дополнительная

повторная

   

По количеству и составу экспертов

единоличная

комплексная

комиссионная

   

В зависимости от размера исследуемых объектов

макрообъектов

микрообъектов

нанообъектов

   

В зависимости от природы происхождения следов

следов биологического происхождения

следов небиологического происхождения

В заключение статьи, отметим, что упорядочение знаний по классификационному аспекту, не только предоставляет возможности построения абстрактных научных моделей, сколько, в конечном итоге, имеет практическое значение, способствуя корректному выбору вида назначаемой экспертизы, а следовательно, раскрытию преступлений и повышению эффективности судопроизводства.

Список литературы

  1. Арутюнов, А.С. Особенности назначения и производства трасологических экспертиз целого по частям, их значение для расследования преступлений [Текст] /А.С. Арутюнов //Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2018. – № 3 (41). – С. 61-65.
  2. Беляев, М.В. К вопросу о методических положениях транспортно-трасологической экспертизы [Текст] /М.В. Беляев // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 1. – С. 9-12.
  3. ГОСТ Р 57428-2017. «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения» [Текст]/Разработан Федеральным бюджетным учреждением Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, Московским университетом МВД России им. В.Я. Кикотя и Институтом государства и права РАН // Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2017 г. №197-ст. – М.: Стандартинформ, 2018. – 52 с.
  4. Золотенкова, Г.В. и др. Трасологические исследования следов крови в МКО: новые возможности диагностики [Электронный ресурс]/ Г.В. Золотенкова, Ю.Б. Безпалый, Н.А. Романько // Медико-криминалистические исследования: Тезисы конференции //Судебная медицина: наука, практика, образование. – – апрель. – том 1. – №2. – Режим доступа: www.cудебная-медицина.рф.
  5. Иванова, Е.С. Научные основы и методы трасологии [Текст] / Е.С. Иванова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. – 42 с.
  6. Иванова, Е.С. Экспертиза изделий массового производства [Текст] / Е.С. Иванова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. – 21 с.
  7. Китаев, Е.В., Пахомов, М.Е. Возможности идентификации человека по следам его ног на внутренних поверхностях обуви [Текст]/ Е.В. Китаев, М.Е. Пахомов// Вестник экономической безопасности. – – №1. – С. 67-71.
  8. Классификация и методика трасологической экспертизы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advokatservis.ru/articles/klassifikatsiya-i-metodika-trasologicheskoj-ekspertizy.
  9. Классификация судебных экспертиз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimlib.info.
  10. Майлис, Н.П. Микротрасология: проблемы развития и совершенствования как научного направления [Текст]/ Н.П. Майлис // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – – № 3. – С. 56-60.
  11. Ненашев, С.И., Хазиев Ш.И. Трасологическая экспертиза нетрадиционных следов человека [Электронный ресурс]: методические рекомендации / С.И. Ненашев, Ш.И.Хазиев. – Режим доступа: http://kriminalisty.ru/stati/metodicheskie-rekomendacii/trasologicheskie-yekspertizy-netradicion.html.
  12. Основы трасологии [Текст] : (общая часть) / Г.Л. Грановский ; Под ред. канд. юрид. наук Е. И. Зуева ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т охраны обществ. порядка при МООП РСФСР. Харьковский науч.-исслед. ин-т судебной экспертизы им. заслуж. проф. Н. С. Бокариуса. – Москва : [б. и.], 1965. – 122 с.
  13. Приказ МВД России № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс]: от 29.06.2005 (ред. от 27.06.2019). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55315/ 
  14. Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sudexpert.ru/possib/tras.ph.
  15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
  16. Центр экспертиз при институте судебных экспертиз и криминалистики (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ceur.ru/library/articles/sudebnaja_jekspertiza/item131036/.
  17. Трасологическая экспертиза . Трасологическая экспертиза следов ног, обуви / Адвокат Соков А.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sokov-av.ru/trasologicheskaya-ekspertiza-ekspertiza-sledov-trasologicheskaya-ekspertiza-sledov-nog-obuvi.