УДК 34

Актуальные вопросы применения принципа свободы договора при заключении государственного (муниципального) контракта

Кийко Елена Игоревна – магистр Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В статье определено соотношение норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе через призму ограничений свободы договора. Раскрывается применение принципа свободы договора при заключении государственного контракта.

Ключевые слова: гражданское законодательство, государственный (муниципальный) контракт, правовой режим, свобода договора.

Гражданское законодательство Российской Федерации принцип свободы договора определяет своим основным началом и определяет его:

В то же время следует отметить, что свобода договора не является абсолютной, она не должна умалять иные права человека и гражданина, ограничения должны определяться Конституцией Российской Федерации и нормами законодательства.

В соответствии с подпунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) контракт – это «…заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15…» Закона [1].

Обращаясь к понятию государственного (муниципального) контракта следует отметить, что это особый правовой режим гражданско-правового договора, установленный в нормах Закона. В тоже время, указанный правовой режим включает в себя определенные ограничения в сравнении с правовым режимом заключения гражданско-правового договора, к которым в полной мере можно отнести принцип свободы договора.

Анализируя нормы Закона можно определить ограничения свободы договора по следующим направлениям:

  1. При выборе способа заключения государственного (муниципального) контракта;
  2. При выборе контрагента (в том числе через невозможность установления дополнительных требований к участнику закупки);
  3. При определении условий контракта;
  4. При выборе способа и размера обеспечения исполнения контракта.

Гражданский кодекс гласит, что стороны свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению договора не допускается кроме случаев, когда заключение договора предусмотрено законом.

Именно к такому случаю можно отнести специфику заключения государственного контракта после выигранного открытого конкурса.

Законом о контрактной системе регламентируется обязательство заключения государственного контракта с победителем открытого конкурса (тендера или аукциона).

Спецификой применения принципа свободы договора при заключении государственного контракта является то, что заказчик устанавливает существенные условия контракта. Такое существенное условие контракта, как цена, устанавливается заказчиком по максимуму, однако именно она изменяется в ходе открытого конкурса. По итогу проведения конкурса договор заключается с исполнителем, предложившим наиболее выгодные условия.

Контрагенты сами выбирают открытый конкурс, который им наиболее подходит, в котором они принимают участие, для осуществления своей предпринимательской деятельности. Однако после подачи заявки на участие они уже негласно принимают все условия контракта.

Отказ или уклонение от заключения контракта после победы в конкурсе, несет материальные санкции, а именно потерю внесенных средств в качестве обеспечения или банковской гарантии.

Можно сделать вывод, что несмотря на ограничения, регулирующие процесс заключения контракта Законом, основополагающий принцип свободы договора это не нарушает.

Иными словами, тем ограничениям, которые установлены правовым режимом контракта, должны корреспондировать нормативно закрепленные институты, позволяющие в необходимых случаях защитить участников соответствующих отношений, не допускать использование положений Закона и применяемых в совокупности с ними норм Гражданского кодекса Российской Федерации в противоправных целях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). Под редакцией И.Ю. Артемьева. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2015 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011 – 847 с.