Шевченко Вячеслав Евгеньевич – студент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Аннотация: Цель (Object): Исследование и выявление особенностей уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 319 УК РФ; характеристика деяний, направленных на оскорбление представителя властей.
Методы (Methods): сравнительный, логический, аналитический, формально-юридический.
Результаты (Findings): Государству необходимо охранять не только собственную целостность, но и свой престиж, охранять общественный порядок, а также следить за соблюдением закона, который защищает лиц, представляющих интересы государства. Защищая их, государство защищает и само себя.
Выводы (Conclusions): Несмотря на то, что в России достаточно сильно распространены такие преступления как применение насилия в отношении представителя власти, оскорбление представителя власти остаётся одним из самых частых возбуждаемых уголовных дел по делам направленным против порядка управления.
Ключевые слова: оскорбление, представитель власти, правовой статус, уголовно-правовая характеристика, объективная сторона, состав преступления.
Причинами распространения рассматриваемого преступления являются такие факторы в жизни общества как: падение нравственности и разложение морали, рост безработицы, упадок производства, скептическое отношение граждан к людям осуществляющим управление государством, и из чего следует к власти в целом и её представителям. Все эти факторы негативно сказываются на уровне уважения закона в целом и уважения чести и достоинства к людям, которые представляют власть. Также стоит упомянуть другие факторы, способствующие росту указанных преступлений такой, что данное правонарушение имеет исторические социальные корни и в РФ сохраняются предпосылки для его не только удержания на текущем уровне, но и для развития, что является негативной тенденцией. В связи с этим, на плечи государства ложится ответственная задача сдержать рост таких преступлений и будущем, принимая и внося поправки в законодательство, а также развивая правовую культуру населения снизить количество преступлений против порядка управления, в первую очередь это ложится на самих представителей властей [1].
Объективная сторона преступления включает внешний процесс преступного посягательства – деяние (действие или бездействие), которое имеет реальное внешнее, объективное выражение. Все её признаки (элементы) содержатся в диспозициях статей Особенной части УК РФ.
Данный элемент состава преступления обладает обязательными признаками, это: общественно опасное деяние (действие или бездействие). Стоит заметить, что общественно опасное последствие и причинно-следственная связь между деянием и последствием присуща только материальным составам преступления, так как наступление общественно-опасных последствий необходимо для наступления уголовной ответственности, также как и причинная связь. Состав преступления, предусмотренный ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» является формальным составом преступления и не требует наступления общественно опасных последствий.
Основным непосредственным объектом исследуемого преступления являются общественные отношения, возникающие из нормального функционирования органов власти и их управления обществом и государством. А факультативным объектом в свою очередь являются непосредственно общественные отношения в сфере неприкосновенности чести и достоинства самого человека, который представляет власть [2].
Для того, чтобы правильно квалифицировать данное преступление необходимо уделить внимание также его предмету. В данном составе потерпевшим может являться абсолютно любое лицо, официально представляющее власть, независимо от уровня власти и государственного органа. Исключением являются лица, указанные с ст. 297 УК РФ, такими лицами являются: участники судебного разбирательства (прокурор, судебный пристав, свидетель, эксперт, понятой, специалист, переводчик, защитник, потерпевший, подсудимый, секретарь судебного заседания, гражданский истец, гражданский ответчик, заинтересованные лица и т.д.), а также судьи, присяжные заседатели или иные лица, участвующие в отправлении правосудия.
Согласно определению представителя власти, сложившемуся из судебной практики, а также у авторов различных научных трудов, это должностное лицо всех уровней власти, независимо от органа, а также лица, служащие в правоохранительных органах, работающие в контролирующих органах, наделённые организационно-властными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся на службе с ним и в отношении которых представитель власти может осуществлять распорядительные полномочия [3].
Органы правопорядка – это совокупность государственных учреждений, которые призваны осуществлять правовую охрану законных прав и свобод человека и гражданина и целом обеспечивать законность в обществе и государстве [4]. По своей структуре правоохранительные органы состоят из органов Прокуратуры, Министерства внутренних дел, в которое входи полиция, Федеральная служба безопасности, правоохранительные подразделения ФТС, Следственный комитет, Министерство Юстиции, а также ФСИН РФ и Федеральная служба судебных приставов.
К представителям власти также следует отнести лиц, которые не находятся на службе в правоохранительных органах, но наделены законодательной либо исполнительной властью, чтобы осуществлять организационно-властные полномочия в отношении лиц, которые не находятся в служебном подчинении у них, то есть наделены правом принятия обязательных к исполнению властных решений. Такими лицами являются: члены Федерального собрания, представители региональных властей, государственные служащие в Правительстве РФ, региональные исполнительные органы.
Противоправные деяния, предусмотренные ст. 319 УК РФ, согласно объективной стороне преступления выражаются в публичном унижении чести и достоинства представителя власти в неприличной грубой форме. Под самим унижением чести и достоинства понимается отрицательная, грубая, негативная оценка личности при исполнении должностных обязанностей, подрыв её авторитета публично, а также унижение морального престижа как представителя власти.
Общественно опасными последствиями данного преступления являются такие факторы как подрыв установленного порядка управления государством, а также умаление авторитета самого государства. Потому что, при совершении данного преступления в обществе формируется чувство безнаказанности и авторитет государства слабеет. А как известно, именно государство является главным источником регулирования общественной и социальной ситуации в стране. При снижении данного контроля, происходит увеличение гораздо более тяжких преступлений таких как насильственные действия в отношении сотрудников властей, убийств, краж, грабежей. Поэтому снижение престижа представителя власти ведёт к снижению авторитета власти и следствие ухудшение криминогенной ситуации в государстве.
Субъектом преступления, подлежащим ответственности за совершение данного преступления, является вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-тилетнего возраста.
Стоит отметить, что, исходя из анализа судебной практики и в соответствии с приговорами за 2013-2019 в Дальневосточном федеральном округе можно проследить следующий портрет преступника - преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, совершают лица, которые были ранее судимыми, в особенности лица мужского пола в возрасте от 30 лет и выше [5].
Исходя из анализа 25 обвинительных приговоров вышеизложенной судебной практики преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, совершено ранее судимыми лицами (22 приговора) и лицами, не имеющими судимости (3 приговора) [6], [7], [8].
Преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ совершается лицами мужского пола и только в 2-х обвинительных приговорах из 23-х изученных приговоров в качестве виновных признаны лица женского пола и обе не судимые ранее [9], [10].
Также, стоит отметить, что исходя из анализа судебной практики, все подсудимые не имели высшего образования, а только среднее общее образование. Большинство из них были безработными, не состоящие в браке [9], [10].
Субъективную сторону состава преступления характеризует психическое отношение лица к совершаемому им деянию и к его последствиям. Она является единством интеллектуальных и волевых свойств личности, которые рассматриваются в совокупности и выражаются в поведении человека, то есть путем объективной стороны преступления. Субъективной стороной характеризуется внутренняя (по отношению к объективной стороне) сторона преступления [11].
Совершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти невозможно с косвенным умыслом по следующим причинам:
1) Виновный осознанно выстраивает свои действия, чтобы унизить честь и достоинство. Также об этом свидетельствует признак публичности, который прямо задекларирован в диспозиции ст. 319 УК РФ. Так и то, что виновное лицо использует слова и словосочетания, которые обществом признаны как оскорбительные и потерпевший явно понимает их смысл.
2) Противоправные действия виновного лица совершаются как ненормальная реакция на законные действия представителя власти.
Факультативными признаками субъективной стороны преступления признаются: цель, мотив и эмоции преступления. В свою очередь, данные признаки состава преступления не являются обязательными для данного состава преступления, так как законодатель не включил их в диспозицию уголовно-правовой нормы в качестве обязательных признаков, которые подлежат установлению для привлечения лица к ответственности.
Исходя из анализа судебной практики можно сделать вывод, о том, что преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ в большинстве случаев совершается ранее судимыми лицами мужского пола, в силу правового нигилизма, что является следствием неуважения законов и общества в целом.
Таким образом, изучив судебную практику, можно прийти к заключению, что наблюдается устойчивый стабильный рост преступлений по рассматриваемой статье 319 УК РФ – 62 осужденный в Приморском крае в 2013 году против 192 осуждённых в 2019 по данным Судебного департамента [12].
Список литературы