gototopgototop

УДК 34

Особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями

Варицкая Злата Максимовна – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Королева Арина Станиславна – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В данной статье анализируются особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями. Исследуются два основных вида законодательных документов, регулирующих взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями в Российской Федерации, а именно – международные и национальные.

Ключевые слова: Таможенные органы; таможенные представители; международные договоры; национальное законодательство; нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями.

Взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями, как и любая другая область таможенного дела, регулируется различными законодательными актами. В условиях функционирования ЕАЭС все законодательные документы, которые регулируют взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями в Российской Федерации, разделяются на: международные и национальные [2].

К международным законодательным актам относят:

  • договоры и соглашения Российской Федерации с партнерами по ЕАЭС;
  • международные конвенции и соглашения, участниками которых являются не только страны ЕАЭС, но и другие страны;
  • решения Комиссии Таможенного союза (далее – КТС), которые были не отменены Договором «О Евразийском экономическом союзе»;
  • решения ЕЭК и т.д.

К национальным нормативно-правовым документам можно отнести:

  • приказы или указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • федеральные законы;
  • приказы ФТС России и т.д.

Проведение большинства таможенных операций таможенным представителем в отношении товаров связано с классификацией товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, которая необходима для определения ставок таможенных пошлин, а также – для соблюдения различных запретов или ограничений на перемещение товаров через таможенную территорию ЕАЭС. Решение Комиссии ЕврАзЭс от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого Таможенного тарифа Евразийского экономического союза» регламентирует данную область деятельности таможенного представителя и на основании данного правового документа таможенные органы проверяют достоверность заявленного таможенным представителем кода товара. Данное Решение Комиссии ЕврАзЭс включает в себя ЕТН ВЭД ЕАЭС, которая построена по принципу Гармонизированной системы, а также он определяет правила и методы кодирования товаров, которые применяются на практике всеми без исключения таможенными представителями [1].

Необходимо отметить, что описанные международные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями, представляют собой далеко не весь перечень законодательных актов в области таможенного дела. Международных нормативно-правовых документов, которые используются таможенными представителями и таможенными органами при осуществлении взаимодействия, большое количество и рассмотреть их все в рамках данного исследования не представляется возможным, поэтому далее рассмотрим национальные нормативно-правовые документы, которые применяются на территории Российской Федерации.

Основным международным нормативно-правовым документом в области регулирования взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами для стран ЕАЭС является Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). В ТК ЕАЭС положения о взаимодействии таможенных представителей с таможенными органами регламентируются в Разделе VIII главе 55, который дает определение понятию «таможенный представитель», регламентирует условия включения и исключения лица из Реестра таможенных представителей, а также отражает права, обязанности и ответственность таможенных представителей перед декларантами и таможенными органами в случае нарушения таможенного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры[3].

Основным национальным нормативно-правовым документом, регламентирующим взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями именно в Российской Федерации, является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дополняет Таможенный Кодекс ЕАЭС в описании различных вопросов, связанных с деятельностью таможенных представителей. Так, например, одним из условий включения юридического лица в таможенный Реестр таможенных представителей является представление в таможенный орган договора страхования ответственности на сумму 20 млн. рублей [5].

Несмотря на то, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является достаточно емким документом в области таможенного дела, он все равно не описывает подробно все аспекты взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями. Именно поэтому, как и с применением на практике Таможенный Кодекс ЕАЭС, таможенные представители и таможенные органы вынуждены обращаться к узким национальным документам.

Например, ответственность таможенного представителя перед таможенными органами за нарушение правил таможенного декларирования предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Глава 16 КоАП РФ регламентирует административную ответственность таможенного представителя за правонарушения в области таможенного дела, в том числе за неуплату таможенных платежей и их сроков, недостоверную классификацию товаров, не декларирование или недостоверное декларирование товаров, нарушение нетарифного регулирования, непредставление в таможенный орган отчетности, нарушение сроков оплаты таможенных платежей, незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами и т.д [4].

Поскольку одним из видов взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями является проведение в отношении таможенных представителей различных форм таможенного контроля, то еще одним национальным правовым документом является Приказ ФТС России от 25.10.2011 № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля», в котором утверждены формы таможенных документов (актов, решений), которые таможенные органы выдают таможенному представителю, при применении в отношении него той или иной формы таможенного контроля.

Например, если в отношении таможенного представителя со стороны таможенных органов была проведена таможенная проверка, то по окончанию ее проведения таможенному представителю выдается акт проведения таможенной проверки установленной формы, который в обязательном порядке должен содержать в себе результаты таможенной проверки (наличие или отсутствие правонарушений таможенным представителем в области таможенного дела), причем вне зависимости от того, какой вид таможенной проверки, камеральной или выездной, был проведен в отношении таможенного представителя [6].

Таким образом, нормативно-правовое регулирование взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями осуществляется на основании международного и национального законодательства в области таможенного дела в ЕАЭС, которое является достаточно обширным и охватывает весь спектр вопросов, связанных с таможенным декларированием и другими таможенными операциями в отношении товаров, которые осуществляются как таможенными представителями, так и должностными лицами таможенных органов.

Список литературы

  1. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого Таможенного тарифа Евразийского экономического союза: решение Комиссии ЕврАзЭс от 16.07.2012 № 54 (ред. От 29.04.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения 18.05.2020).
  2. О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: договор подписан в г. Москва 11.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.02.2020).
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.02.2020).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 No 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. No 1 (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020).
  5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фед. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.02.2020).
  6. Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля: приказ ФТС России от 25.10.2011 № 2199 // Российская газета. 21.12.2011. №287.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail