gototopgototop

УДК 34

Правовая характеристика деятельности таможенных представителей в ЕАЭС

Варицкая Злата Максимовна – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Королева Арина Станиславна – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В данной статье анализируется правовая характеристика деятельности таможенных представителей в ЕАЭС, регламентирующей взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями. Анализируются типы таможенных представителей. Исследуются вопросы взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями. Рассматриваются иные вопросы, связанные с деятельностью таможенных представителей.

Ключевые слова: Таможенные органы, таможенные представители, таможенные представители закрытого типа, таможенные представители открытого типа, виды таможенных представителей.

В современных условиях развития таможенного дела в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) помимо таможенных органов и декларантов товара отдельно выделяются лица, которые осуществляют свою деятельность в сфере таможенного дела. К таким лицам относятся:

  • уполномоченные экономические операторы;
  • таможенные представители;
  • таможенные перевозчики;
  • владельцы складов временного хранения;
  • владельцы таможенных складов;
  • владельцы свободных складов;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли [1].

Поскольку данное исследование посвящено взаимодействию таможенных органов с таможенными представителями при осуществлении таможенного декларирования и таможенного контроля товаров и транспортных средств, то подробно из всего многообразия лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, рассмотрим деятельность именно таможенных представителей.

Таможенный представитель — это организация (юридическое лицо), которая работает в сфере оказания услуг по таможенному декларированию товаров и транспортных средств и совершения с товарами различных таможенных операций. Клиентами таможенных представителей являются декларанты внешнеторгового товара (импортеры или экспортеры), которые по каким-либо причинам не могут самостоятельно осуществить помещение товара под ту или иную таможенную процедуру.

В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС действует два типа таможенных представителей:

  • таможенный представитель открытого типа;
  • таможенный представитель закрытого типа. (рис. 1)

1

Рисунок 1. Типы таможенных представителей, осуществляющих свою деятельность в ЕАЭС.

Таможенный представитель открытого типа оказывает коммерческие таможенные услуги без ограничения зоны своей деятельности, то есть, всем участникам ВЭД и в отношении всех категорий товаров. Таможенный представитель открытого типа одновременно может оказывать услуги по помещению разных категорий товаров под различные таможенные процедуры (например, и химических товаров, и продуктов питания).

Таможенный представитель закрытого типа ограничивает зону своей деятельности определенным товаров или определенными группами товаров, что находит свое отражение в таможенном Реестре таможенных представителей. Так, например, если таможенный представитель ограничил круг своей деятельности только продовольственной продукцией, то осуществлять таможенное декларирование других категорий товаров он не имеет право.

И в том, и в другом случае, с участниками ВЭД (декларантами товара) таможенный представитель заключает договор об оказании услуг таможенного представителя, на основании которого таможенный представитель будет осуществлять таможенное декларирование товара и другие таможенные операции с товаром от имени и по поручению декларанта. Договор об оказании услуг таможенного представителя предусматривает ответственность таможенного представителя перед декларантом за недостоверное декларирование товара, а декларанта перед таможенным представителем – за недостоверное представление сведений о товаре. При осуществлении таможенного декларирования товара Договор об оказании услуг таможенного представителя (номер и дата) отражается в графе 44 «Дополнительная информация / предоставленные документы» таможенной декларации, а электронная копия Договора при помещении товаров под таможенные процедуры предоставляется в таможенные органы для каждой партии товара.

Для того чтобы проанализировать взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями необходимо понимать, что таможенное декларирование товаров и транспортных средств осуществляют квалифицированные специалисты по таможенным операциям, которые работают в штате таможенного представителя.

То есть, таможенный представитель – это юридическое лицо (название организации), а непосредственное взаимодействие с таможенными органами и участниками ВЭД осуществляют его работники. До вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из условий включения компании в Реестр таможенных представителей было наличие в штате организации минимум двух специалистов по таможенным операциям, у которых есть соответствующий квалификационный аттестат, который выдавался таможенными органами, но, на сегодняшний день такое требование упразднено. То есть, для включения организации в таможенный Реестр таможенных представителей сотрудникам организации не нужно получать соответствующий разрешительный документ [1].

Также для осуществления своей деятельности, таможенные представители используют различные программные обеспечения, которое позволяет им декларировать товары и транспортные средства по средствам электронного декларирования. На сегодняшний день, в Российской Федерации одной из популярных компаний, которая предоставляет программное обеспечение для электронного декларирования, является компания ООО «Альта-Софт», в ассортименте которой есть разные программные продукты и таможенный представитель может выбрать наиболее оптимальный вариант именно для него [2].

Таможенные представители в городе Владивостоке используют программу «ВЭД-Декларант», для заполнения таможенной декларации и подачи в таможенный орган. Программа предоставляет спектр возможностей, таких как:

  • Декларации на товары (ДТ);
  • Декларации Таможенной Стоимости (ДТС);
  • Корректировки Декларации на товары (КДТ);
  • карточки (паспорта) ТС и пр.;
  • документов, необходимых для передачи в систему Электронного декларирования (ЭД).

Для того чтобы пользоваться программным продуктом для осуществления электронного декларирования товаров, таможенные представители заключают с разработчиками программных продуктов договор на оказание соответствующих услуг, который регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Помимо программного обеспечения, все специалисты по таможенным операциям, которые находятся в штате у таможенного представителя, должны иметь электронную подпись (далее - ЭП) без наличия которой невозможно осуществлять таможенное декларирование товаров с технической точки зрения. ЭП содержит в себе сведения о лице, которое заполняет таможенную декларацию, сопроводительные документы к ней и, соответственно, осуществляет таможенное декларирование. То есть, ЭП подтверждает сведения, указанные в графе 54 таможенной декларации и именно держатель ЭП в первую очередь, будет нести административную ответственность за несоблюдение таможенного законодательства ЕАЭС перед таможенными органами.

Выдачу ЭП осуществляет Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее – ЦИТТУ). Для этого необходимо в ЦИТТУ предоставить следующий пакет документов:

  • заверенные копии уставных документов организации (Устав организации, Свидетельство о включении организации в ЕГРЮЛ и т.д.);
  • доверенность организации на право заверения копий документов;
  • копия паспорта лица, на которое выписывается ЭП;
  • копия СНИЛС лица, на которое выписывается ЭП;
  • заявление на выдачу ЭП и т.д.

ЭП изготавливаются в течение 30 рабочих дней с момента получения ЦИТТУ документов на выдачу ЭП, а затем направляются в уполномоченную организацию для передачи их таможенному представителю. 

Динамика организаций, включенных в таможенный Реестр таможенных представителей в Российской Федерации за период с 2016-2020 годы отражена на рисунке 2. [3]

2

Рисунок 2. Динамика количества лиц, включенных в таможенный Реестр таможенных представителей в Российской Федерации за 2016-2020 годы.

Как видно из рисунка 2, в 2018 году по сравнению с 2017 годом количество официально зарегистрированных таможенных представителей на территории нашей страны выросло более чем на 60%, такая ситуация связана с развитием внешнеторговой деятельности в Российской Федерации после начала в 2014 году международного финансового кризиса (постепенно происходит стабилизация внешнеторговых отношений Российской Федерации с иностранными партнерами), а также с упрощением условий включения юридических лиц в таможенный Реестр таможенных представителей (со вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в сентябре 2018 года для включения лица в соответствующий Реестр больше нет необходимости осуществлять обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного депозита).

Несмотря на то, что деятельность таможенных представителей регламентирована на всей территории ЕАЭС, именно в Российской Федерации зарегистрировано наибольшее количество данных организаций. Так, например, в 2018 году на территории Республики Беларусь был зарегистрирован 91 таможенный представитель, на территории Республики Казахстан – 443 таможенный представителя; на территории Республики Армения – 68 таможенных представителей, на территории Кыргызской Республики – 112 таможенных представителей. Такое положение вещей объясняется объемами внешнеторгового оборота стран-участниц ЕАЭС, то есть, чем выше объемы экспорта и импорта товаров в стране, тем большее количество таможенных представителей зарегистрировано на территории государства [4]. 

Таким образом, деятельность таможенных представителей в ЕАЭС обусловлена законодательством ЕАЭС в области таможенного дела, а основной функцией таможенных представителей является осуществление от имени и по поручению декларантов таможенное декларирование товара и иных таможенных операций на коммерческой, договорной основе. Юридическое лицо, которое не зарегистрировано в таможенном Реестре таможенных представителей не имеет права носить статус таможенного представителя и осуществлять таможенное декларирование товаров от имени декларантов.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 01.02.2020).
  2. Таможня для всех – российский таможенный портал «ТКС» RU [Электронный ресурс]. URL:http://www.tks.ru Загл. с экрана. (дата обращения 20.01.2020).
  3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru Загл. с экрана (дата обращения 21.01.2020).
  4. Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org Загл. с экрана (дата обращения 21.01.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail