УДК 34

Конституционно-правовое регулирование в сфере безработицы: соотношение проблем данной сферы в РФ, ФРГ, КНР

Митин Юрий Дмитриевич – бакалавр Института юстиции Уральского государственного юридического университета.

Куличкин Борис Николаевич – бакалавр Института юстиции Уральского государственного юридического университета.

Аннотация: В статье поднимается проблема защиты прав граждан Российской Федерации от безработицы. В частности социальная поддержка безработицы в рамках правовой системы РФ. Предлагается сравнение социальной поддержки и преодоления безработицы в России с противодействием данному виду проблем социального государства в Федеративной Республике Германии и Китайской Народной Республике.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, социальное государство, безработица, размер оплаты труда, достижение экономического блага.

Законность как принцип деятельности всех субъектов права и как одно из непременных условий существования правового государства подразумевает строгое и неукоснительное соблюдение в общественной практике действующего законодательства, в частности Конституции как Основного Закона страны. А.Н. Кокотов в своей работе вводит термин «атрибуты государственности», в числе которых он видит Конституцию, как систему, составляющую высшие, центральные и иные органы, территорию, символику, гражданство и суверенитет[1].

С развитием общественных отношений изменялся характер социального регулирования. Как указывал С.С. Алексеев, эти изменения осуществлялись путем приобретения самостоятельной роли и возрастания дозволений с одновременным повышением удельного веса и изменением характера позитивных обязываний, получающих властный характер. Вместе с этим происходило преобразование и изменение положения запретов[2].

Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, наше государство провозгласило себя социальным, главная задача которого является достижение такого общественного развития, которое позволит обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Германия стала первым государством, провозгласившим себя в Основном законе 1949 года социальным, что означает активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам[3]. В ст. 20 Конституции ФРГ прописано -Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

Если оценивать реализацию концепции социального государства в нашей стране, например, по модели П.К. Гончарова, то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается [4].

Один из самых сложных вопросов социально правовой защиты – это защита от безработицы. Кроме того, если мы говорим про защиту от безработицы, то тут в первую очередь важно говорить не про социальные пособия (хотя это элемент социальное поддержки), а про механизмы сокращения безработицы. Поэтому основная задача государства в социальной сфере – содействие полной занятости население. Нужно понимать, что достичь полной занятости не представляется возможным, однако нужно стремиться к наиболее полной занятости трудового ресурса. В конституции также установлено право гражданина на защиту от безработицы (ч.3 ст.37). Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» содержит основные направления государственной политики в этой области: развитие трудовых ресурсов, осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; дополнительные гарантии для отдельных категорий населения, испытывающих трудность в поиске работы путём создания дополнительных рабочих мест в специализированных организациях, установлены квоты для приёма на работу инвалидов, специальные программы обучения. Насколько качественно реализуется данное положение, говорит статистика. В 2017-2018 годах РФ в различных источниках расположилась на 57-72 месте по уровню жизни населения по статистики составленный популярным институтом Legatum Institute – аналитический центр, который находится в Лондоне и ООН. 

В нищете живут 19 млн. жителей страны, чей доход ниже прожиточного минимума. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова уточнила позже, что эти цифры составляют около 18 млн. Но и это значительные цифры. Безработица не дает возможности реализовать человеку свое право на труд.

Стоит отметить важный аспект такой жизненной позиции граждан нашей страны, что многие предпочитают одну профессию, нежели ту, которая будет более реализуема в плане трудоустройства. Юристы, экономисты, политологи – заканчивают миллионы людей из года в год. Почему граждане не хотят идти в техникум и учиться на те специальности, которые более востребованы на нашем рынке труда и немаловажно – высокооплачиваемые. Этот казус тоже играет отрицательную роль в процентном показатели безработицы в РФ, так как многие просто не могут найти ту работу, специальность, которую они выбирали при поступлении в то или иное заведение.

При решении данной проблемы нужно опираться на опыт европейских стран. Германия – одна из самых активных участниц в борьбе с безработицей. ФРГ входит в Евросоюз, что в том числе обуславливает особенности регулирования гарантий прав человека. Вопросы занятости и защиты от безработицы регулируются на федеральном уровне, а меры поддержки предоставляются в рамках обязательного социального страхования на случай потери работы. Основные положения содержатся в Кодексе социального обеспечения от 24 марта 1997 г. Учитывая, что туда прибывают ещё и потоки беженцев, безработица не растёт, а на удивление падает. В 2017 году уровень безработицы в Германии согласно данным Федерального агентства по трудоустройству Германии, безработица в стране в августе составила 5,7%.

Это говорит о том, что Германия избрала наиболее эффективный метод для борьбы с безработицей. В 2006 году канцлер Германии Герхард Шредер предложил правительству программу реформ, направленных, в частности, на сокращение пособий по безработице. Пакет реформ, включающий 13 модулей В соответствии с данными реформами, граждане, получающие государственную социальную помощь, должны доказывать, что они активно занимаются поискам работы, не имеют никаких источников дохода и не вступали в наследство. За сокрытие этих сведений безработные должны платить штрафы. За упорный отказ искать место занятости, принимать участие в мерах по повышению квалификации или соглашаться на предложенную трудовым ведомством работу пособие сначала сокращается, а затем постепенно отменяется.

Согласно принятой с 2015 г. правительственной программе проводились соответствующие мероприятия для реинтеграции безработных в нормальную трудовую жизнь:

В Германии в настоящее время существует ряд иных доплат, которые положены работодателю за снижение безработицы: за предоставление постоянной работы длительно неработающему, за снижение особо высокого уровня безработицы в восточных районах -дотации на зарплату молодым работникам. Перечисленные доплаты не отменяются и включаются в уже существующие формы пособий по содействию трудовой занятости. В нашей же стране нет таких дотаций.

В Германии предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета предприятиям малого и среднего бизнеса, принадлежащим к инновационному сектору, дало толчок развитию НИОКР (R&D) проектов, увеличивших общий размер инвестиций до 3,7 млрд. евро. В результате данного мероприятия было сохранено и создано в общей сложности порядка 69 500 новых рабочих мест с общим доходом в 2,7 млрд. евро. Благодаря трудоустройству безработных граждан на созданные рабочие места система социальной защиты населения Германии смогла сэкономить 0,9 млрд. евро. В рамках программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях был создан ряд профильных частных домохозяйств, принесших в государственный бюджет до 0,4 млрд. евро в виде налоговых сборов.

Свободное предпринимательство, предприятия малого и среднего бизнеса являются основой основ немецкой экономики. Человеку с молодости внушается, что он сам может сделать лучше и больше, чем это произведёт государственный сектор. Германия стремится к экономике, свободной от государственного вмешательства.

Как результат, около 99% предприятий относятся к малым и средним. Примерно 60% людей, занятых не в бюджетной сфере, трудятся именно на таких предприятиях и выдают треть от товарооборота страны. И 95% из них приходится на долю семейных предприятий.

Центральная инновационная программа поддержки малого и среднего бизнеса (Zentrale Innovations programm Mittelstand). Инициирована Федеральным министерством экономии и технологии (Bundesministeriumsfür Wirtschaftund Technologie). Предоставление субсидий молодым инновационным предприятиям за счет средств Банка реконструкции. Три направления: поддержка индивидуальных проектов частных компаний, поддержка коллективных проектов частных компаний, поддержка сетевых проектов.

Подобный подход представляется целесообразным использовать в Российской Федерации, в том числе при формировании мероприятий государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» и аналогичных программ субъектов Российской Федерации.

Также на примере ФРГ стоит уделить значение проблемам малого и среднего бизнеса и тогда решится сразу ряд проблем: Появятся места для безработных, снизится нагрузка на бизнес вследствие чего многие перестанут уходить от налоговой нагрузки, что соответственно приведёт к минимизации налоговой ответственности и, конечно, проблема всей экономической сфере в целом.

Сравнивая с РФ может отметить, что в нашей стране пособия по безработицы составляют 850 - 5000 р. - на эти деньги прожить представляется мало возможным, учитывая тот факт, что минимальный прожиточный минимум на душу населения в РФ составляет 10444 р. и поэтому в данном контексте реформ в Германии они не могут быть проецированы на нашу страну, учитывая социально положение граждан, суммы выплат. В Германии составляет 347 евро и естественно можно понять, что в Германии многие не хотят работать и представляют собой ничто иное как категорию безработных и только поэтому их процент безработицы близок к проценту в РФ, у нас же многие просто не стоят на учебе службы занятости, в данном случае можно говорить про латентную безработицу в РФ, реальный процент может достигать по различным источникам 8%.

Следует отметить политическую решительность партии Герхарда Шрёдера при проведении институциональной реформы рынка трудовых ресурсов. Успешной реализации реформы способствовала поддержка общественных сил и организаций, профсоюзов. Институциональная реформа Шрёдера оказалась эффективной в краткосрочный период, однако на сегодняшний момент социальная политика переживает институциональный кризис и требует новой стратегии развития рынка труда. 

На данном этапе в Германии есть и проблемы Депутат бундестага Штефан Майер заявил, что самая большая проблема – трудоустройство, но сначала мигрантам нужно найти жильё: без этого они не смогут работать. Тем не менее, несмотря на взятые на себя обязательства, бундестаг всё же намерен внести изменения в законодательство Германии, а это значит, что люди из других стран ЕС, приезжающие в Германию в поисках работы и лучшей жизни, могут обнаружить, что правовая система этого государства вовсе не на их стороне в будущем.

Избрать путь Германии, возможно, добавляя к этой реформе повышение пособий по безработице для тех категорий граждан, которые находятся на учёте в центре занятости. В таком случае государство решит и ряд других проблем, к примеру, дефицит в бюджете.

Вспоминая данный аспект в Китае. Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Обстановка страны немного иная, чем в РФ, одно население превышает наше в 10 раз, но уровень безработицы держится на 6 процентах, но стоит сказать, что данные проценты они искажают, учитывая ещё тот факт, что многое сельское население Китая просто нигде не значится.

Китай промышленное производство развивает, появляются места для работы, у нас же многим просто не хватает мест и они остаются без работы. Кроме того, нужно упомянуть, что трудиться в КНР является не только правом, но и обязанностью, что возлагает особую роль на государство в части обеспечения условий для реализации соответствующей обязанности. 

В настоящее время в Китае отсутствует закон против трудовой дискриминации, есть только некоторые статьи о равноправии граждан, закрепленные в Конституции [8] и в других правовых актах. В ст. 33 Конституции КНР 1982 года установлено равенство всех граждан КНР перед законом, а в ст. 42 закреплены их право на труд и обязанность трудиться. Из этого следует, что равноправие при трудоустройстве закреплено законодательно.

Согласно ст. 3 «Закона о труде» КНР, граждане равны в правах при устройстве на работу и выборе профессии; они обладают правом оплаты по труду; а также пользуются правом на социальное страхование и благосостояние, правом на решение трудовых споров по поданным заявлениям и другими трудовыми правами, установленными законом.

В ст. 12 закреплено, что «при приеме трудящихся на работу не допускается дискриминация из-за различий по национальности, расе, полу, религиозным верованиям», а ст.46 гласит, что «при распределении заработной платы следует руководствоваться принципом распределения по труду, осуществлять равную оплату за равный труд» [9]. Несмотря на то, что в КНР уже создана правовая система для обеспечения занятости и равноправия при приеме на работу, эти нормативные акты на практике плохо реализуются, на местах принимаются недостаточные усилия для их исполнения.

С 01.01.2008 г. в КНР вступил в силу Закон КНР «О содействии занятости», призванный расширить возможности для трудоустройства, содействовать увеличению рабочих мест вместе с экономическим ростом и содействие гармоничному развитию общества. Нужно сказать, что с 2008 года данный закон достаточным образом содействовал в занятости населения. Он решил несколько проблем: проблему дискриминации отдельных групп населения при приеме на работу; установил ответственность за удержание работодателями документов работников, взимание залога при приеме на работу, а также сокрытие бюро трудоустройства действительной информации о вакансиях.

Взять ту же Италию - Министр экономики Италии Джованни Триа заявил, что в бюджете страны на 2019 год будет содержаться базовый доход для бедных граждан. Правящая элита настояла о включении в бюджет ежемесячной помощи беднякам в размере 780 евро (примерно 60 тысяч рублей). При этом минимальный прожиточный минимум составлять 850 евро, что позволяет понять факт того, что данная выплата близка по сумме к прожиточному минимуму.

Страны, которые приведены в качестве альтернативы, конституционно гарантируют право на защиту от безработицы, как и РФ, но соразмерность суммы выплат является контекстной, так как при абстрагировании от наших незначительных социальных пособий можно понять и то, что даже привести к минимальному прожиточному минимуму пособие по безработице наше государство не в состоянии. В данных странах субъектами данного права являются граждане страны, чем обусловлена гражданская позиция руководителей этих стран и соответственно законодательным закреплением данных прав. Активная и пассивная политика занятости должны стать приоритетной в рамках государственных интересов. [10].

Несмотря на определенные результаты в РФ, непрерывная оценка воздействия на рынок труда и уровень безработицы уже предпринятых мер, а также разработка и принятие дополнительных мер, приводящих к снижению уровня безработице и соответственно повышению уровня занятости, с учетом особенностей стран, связанных с политической ситуацией внутри страны, с национальными традициями, уровнем развития экономики и социальной сферы, является актуальной задачей государственной политика в сфере занятости как в России, так и в Германии с КНР.

Список литературы

  1. Кокотов А.Н. Русская нация и национальная государственность. Екатеринбург, 1994.
  2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 23—32
  3. Хабриева Талия Ярулловна Конституция как основа законности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. №3 (147).
  4. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2.
  5. Sagen «Nein» langfristigerArbeitslosigkeit! // RussischesBerlin. 2015. № 24.
  6. Краснолуцкий Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления // Политика и правовое государство. — 2011. — № 5. — С. 1—14.
  7. Храновский И. В. Правовое регулирование отношений в сфере занятости на примере законодательства некоторых зарубежных стран // Бизнес в законе. 2012. №4.
  8. Конституция Китайской народной республики (принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г.) // Официальный сайт ВСНП КНР. Режим доступа: www.npc.gov.cn, свободный. 
  9. Закон КНР «О труде» (принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 5 июля 1994 г.) // Газета «Синьхуа». 
  10. Хетагурова Т.Г., Хетагурова И.Ю., Золоева К.Р. Государственная политика в сфере труда и занятости // Экономика и бизнес: теория и практика. №7.