Развитие таможенной системы в России

Бабанина Анна Романовна – Технологический университет.

Аннотация: В статье рассматривается современная система таможенных органов в России и ее развитие, освещаются ключевые направления и оценивается их эффективность. Заявлены и освещаются вопросы развития таможенной системы в перспективе.

Ключевые слова: Таможня, таможенная система, развитие, новые технологии в деятельности таможни, электронная таможня, структурные изменения, стратегия развития.

В настоящее время таможенная система России, подвергаясь воздействию различных факторов, изменяется и развивается. Наиболее существенные изменения в системе таможенных органов РФ происходят в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, в том числе развитием электронного декларирования, удаленного выпуска товаров, технологии единого ресурса лицевых счетов юридических лиц-плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне Федеральной таможенной службы (ФТС) России, автоматической регистрации и выпуска деклараций на товары.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ [1], таможенные органы в РФ представляют собой такую единую федеральную централизованную систему, в которую включены следующие органы:

В научной литературе чаще освещаются вопросы правовых, экономических и организационных основ деятельности таможенных органов, а структурной составляющей системы таможенных органов не уделяется достаточно внимания. Рассмотрим наиболее существенные изменения таможенной системы, произошедшие за последние двадцать лет. За указанный период изменилось название федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и его место в системе органов исполнительной власти. Ежели в конце ХХ века таможенная система называлась Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ, то в 2004 году при реформировании органов исполнительной власти произошло преобразование в Федеральную таможенную службу России. Во время своего существования ГТК подчинялся Правительству РФ, а ФТС в 2004 году была подчинена и до 2006 года находилась под кураторством Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). В течение почти 10 лет ФТС относилась к числу федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляло Правительство РФ. Однако с 15.01.2016 года ФТС отнесли к ведению Министерства финансов РФ и передали на уровень соответствующего министерства функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Происходили в этот период и изменения в количестве таможенных органов: до середины 1990-х гг. произошло их значительное увеличение, а с конца 1990-х гг. началось их сокращение. Среди значимых изменений элементов системы таможенных органов РФ необходимо отметить изменение количества РТУ в 2000 году в связи с созданием в Российской Федерации федеральных округов: оно сократилось до 7 вместо 13, существовавших ранее. В 2010 году было создано еще одно, восьмое по счету, Северо-Кавказское таможенное управление и больше количество РТУ на настоящий момент не менялось. Наиболее существенные изменения происходят с двумя нижними уровнями системы таможенных органов: таможнями и таможенными постами. С конца 1990-х гг. происходит сокращение количества таможен и таможенных постов.

Более важным представляется отметить именно структурные изменения в системе таможенных органов и, в первую очередь, переподчинение отдельных таможен напрямую Федеральной таможенной службе. Из специализированных таможен сохранили свое подчинение региональными таможенным управлениям только оперативные таможни, которые функционируют в каждом федеральном округе.

Наиболее существенное влияние на систему таможенных органов оказала технология электронного декларирования, с 2004 года на таможенных постах началось ее внедрение. Массовое распространение электронное декларирование получило в 2009 году, после издания приказа ФТС, разрешающего использование международной ассоциации сетей «Интернет» для передачи данных в ведомственную сеть таможни, а также устанавливающего требования к подключению к ведомственной сети и развитием технологии удаленного выпуска. Это потребовало создания в системе таможенных органов таможенных постов — центров электронного декларирования (ЦЭД) [4, с. 45].

В настоящее время ФТС России осуществляет создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Таможня может функционировать как таможня фактического контроля или как электронная таможня [2]. Электронные таможни обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля в регионе своей деятельности в пределах своих полномочий. Полномочия таможенных постов (центров электронного декларирования) ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного декларирования товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В настоящее время не хватает нормативно-правовой базы деятельности основ функционирования региональных электронных таможен и таможенных постов (центров электронного декларирования).

Важные изменения в системе таможенных органов нацелены на смещение центра деятельности таможни фактического контроля на осуществление таможенного контроля, а основную нагрузку по электронному декларированию товаров передать электронным таможням и таможенным постам (ЦЭД). Ключевым показателем успешной реализации указанных мероприятий является увеличение к 2020 году доли электронных деклараций на товары, зарегистрированные в ЦЭД, до 95% [5, с. 247]. Электронные таможни создаются для оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций. Реализуя мероприятия по улучшению таможенной системы, в 2018 году были созданы три электронные таможни — Приволжская, Уральская и Северо-Кавказская, а также центры электронного декларирования Владивостокской, Новороссийской и Калининградской областной таможен. В 2018 году в ЦЭД было подано 33,6% от общего количества электронных деклараций на товары. С начала 2019 года функционируют Московский областной ЦЭД и Акцизный специализированный ЦЭД. В текущем году будут созданы электронные таможни в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях. Процесс создания электронных таможен и ЦЭД планируется завершить до конца 2020 года, когда на территории РФ будут функционировать 9 электронных таможен и 16 ЦЭДов.

Таким образом, к началу 2021 года в систему таможенных органов РФ повсеместно войдут электронные таможни и таможенные посты (ЦЭД), которые будут функционировать наряду с таможнями фактического контроля и таможенными постами, что повлияет не только на состав системы таможенных органов РФ, но и на её структуру.

Для того, чтобы реформирование таможенной системы происходило успешно, требуется предъявление дополнительные качеств к процессу информационно-технического и кадрового обеспечения деятельности таможенной системы. Здесь нужна бесперебойная работа программных средств, каналов передачи данных и средств информационных технологий одновременно на всех уровнях таможенной системы с учетом возрастающей нагрузки на ЦЭД и укомплектование электронных таможен и ЦЭД высококвалифицированными специалистами. Решение последней задачи осложняется большой интенсивностью труда в ЦЭД и недостаточно высоким уровнем оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, которые преобладают среди должностных лиц электронных таможен и ЦЭД [7, с. 78]. В настоящее время определены основные направления развития таможенной системы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других [6, с. 53].

Таким образом, приоритетное направление развития таможенной системы определяется трансформацией таможенного администрирования в эффективный и высокотехнологичный процесс на основе применения инновационных методов и цифровых технологий в таможенной сфере.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5082.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М.А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и её развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 39. - С. 10-13.
  4. Завьялова О.В., Завьялов Д.А. Современные аспекты управления развитием электронной таможенной системы: риск-ориентированный подход // В сборнике: Сборник статей к 25-летию образования Санкт-Петербургского филиала Российской Таможенной академии. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 44-48.
  5. Медведева М.В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий // В сборнике: Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием. Ответственный редактор Н.П. Носова, 2019. - С. 243-249.
  6. Черников А.С. Развитие системы таможенных услуг как стратегическое направление деятельности ФТС России // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования. сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 50-55.
  7. Пилипчук В.В., Семенова Н.К., Плоткина Н.П. Актуальные вопросы и перспективы развития инновационной деятельности в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2020. - № 1. - С. 68-78.