Вопросы реализации теории разделения властей в Российской Федерации

Климин Дмитрий Сергеевич – магистрант Тольяттинского государственного университета.

Аннотация: Для дальнейшего совершенствования государственного механизма в Российской Федерации, поиска оптимально баланса властеотношений, необходимо дополнительно изучить принцип разделения властей и практику его применения. Целью исследования является изучение вопросов реализации теории разделения властей в Российской Федерации.

Ключевые слова: Роль, значение, теория разделения властей, государственный механизм, власть.

В настоящее время в Российской Федерации механизм разделения властей имеет существенные проблемы.

Стоит отметить, что ст. 10 Конституции РФ устанавливает разделение властей на три ветви на судебную, исполнительную и законодательную, а ст. 11 устанавливает четыре органа государственной власти: Суды, Федеральное Собрание Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Таким образом, если законодательную власть в России представляет Федеральное собрание Российской Федерации, исполнительную власть - Правительство Российской Федерации, а судебную власть - суды, то встает вопрос о роли Президента в системе разделения властей.

Существует несколько точек зрения относительно места института Президента РФ в системе разделения властей. Согласно позиции одних исследователей, Президент РФ в системе высших органов государственной власти выступает в качестве арбитра [1, с. 64].

Другие ученые утверждают, что Президент РФ является важнейшим элементом исполнительной власти, так как именно Президент, а не Правительство РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [1, с. 64].

Так, Президент РФ в своих ежегодных посланиях и нормативных указах обращается к Федеральному собранию. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и носят исполнительный характер. Так же Президент РФ исполняет функции исполнительной власти как назначение на государственные должности, контрольные функции, президентские программы, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами.

Однако в Конституции РФ, несмотря на широкие полномочия в сфере исполнительной власти, президент не закреплен как глава исполнительной власти. Думается, наиболее верной позицией будет следующее. Президент РФ, безусловно, больше тяготеет к исполнительной власти. Он обладает некоторыми полномочиями органов исполнительной власти, официально либо фактически руководит центральными органами исполнительной власти. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Президент РФ осуществляет руководство рядом федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако Президент РФ, не входит в систему органов исполнительной власти.

Стоит отметить, что Конституция РФ, определяя основные направления и функции Президента РФ, тем самым не указывает конкретные правовые формы и пределы реализации президентской власти. Таким образом, было бы целесообразно принятие Федерального конституционного закона «О президенте», в котором урегулируется порядок реализации Президентом своих полномочий, в том числе и таких как формирование Администрации Президента РФ, Государственного совета, Совета Безопасности и т.д.

Размышления над многочисленными проблемами соотношения конституционного принципа разделения властей с ходом развития государственной власти России побуждают исследователей не только формулировать критические оценки действующего конституционного законодательства и практики правоприменительной деятельности, но и предлагать решения для указанных проблем.

При этом, некоторые ученые формулируют конкретные предложения по совершенствованию текста Конституции и даже предлагают ее полный текст в новой редакции, другие авторы исходят из возможности установления необходимого баланса сдержек и противовесов без изменения текста Конституции. Есть и те, кто формулирует общие рекомендации о возможных путях трансформации российской модели разделения властей, при этом не формулируя конкретных изменений Конституции [4, с. 242].

Заслуживают внимания предложения в отношении принятия законов о поправках к главе 4 и целому ряду статей Конституции РФ, которые лишены радикализма и дают хорошую правовую основу для ком­промисса между различными политическими группами и обществом [3, с. 160].

В то же время, нельзя не заметить, что новации, касающиеся вопросов конституционно-правовой ответственности Президента и отдельных членов Правительства, а также процедуры формирования состава Правительства, установления статуса и порядка деятельности Администрации Президента Российской Федерации, особенно остро ставят вопрос о перспективах формирования навыков продуктивного диалога и достижения компромиссов в среде отечественной политической элиты.

Принятие данных поправок создало бы предпосылки для выравнивания отечественного механизма «сдержек» и «про­тивовесов» и, в то же время, породило бы новые проблемы для участников политического процесса. Однако это были бы уже проблемы иного каче­ственного уровня, на котором существовали бы необходимые материально­-правовые и процессуальноправовые условия для открытого, конструктивно­го диалога, ведущего к их разрешению и снижающего риск агрессивного, антагонического противостояния как внутри властных структур, так и в отношениях между властью и обществом.

В целом, нельзя упускать из виду, что ответственная позиция вла­сти, которая, в первую очередь, определяется самоограничением в рамках, института Президента, может быть установлена не только нормам Конституции, законов, решениями судов, активностью гражданского общества, но и деятельностью государственной бюрократии, от которой глава государства обладает реальной возможностью принимать самостоятельные решения [2, с. 51].

Поэтому весьма важной в контексте совершенствования институтов верхов­ной власти является задача формирования «рациональной бюрократии», новых квалифицированных управленцев, которые за счет своей эффективной деятельности способны отчасти даже устранить драматизм проблемы все­объемлющих полномочий Президента РФ. Современные методы науки управления могут оказаться полезными и для формирования в России слоя «новых управленцев», которые своей деятельностью способны подготовить не только рационализацию института президентства, но и других институтов верховной власти.

Можно сформулировать общий вывод, что Конституция РФ 1993 г. на сегодняшний момент закрепляет не столько систему разделения властей в её классическом понимании, сколько развернутый конституционный институт взаимосвязей, где центральное место занимает Президент РФ. Следовательно, закрепление каждого органа системы разделения властей, в качестве отдельной ветви власти является целесообразным шагом, для четкого функционирования государственного механизма.

Список литературы

  1. Белькова И.С. Принцип разделения властей и проблемы его реализации в Российской Федерации // Интеграция наук. 2017. № 9. С. 62 - 69.
  2. Гордынин Н.А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3. С. 49 - 54.
  3. Миронов Д.С. Принцип разделения властей в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 27. С. 160 - 166.
  4. Мицура Е.Н. Принцип разделения властей в Российской Федерации: понятие и содержание // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 242 - 245.