Вопросы реализации теории разделения властей в Российской Федерации
Климин Дмитрий Сергеевич – магистрант Тольяттинского государственного университета.
Аннотация: Для дальнейшего совершенствования государственного механизма в Российской Федерации, поиска оптимально баланса властеотношений, необходимо дополнительно изучить принцип разделения властей и практику его применения. Целью исследования является изучение вопросов реализации теории разделения властей в Российской Федерации.
Ключевые слова: Роль, значение, теория разделения властей, государственный механизм, власть.
В настоящее время в Российской Федерации механизм разделения властей имеет существенные проблемы.
Стоит отметить, что ст. 10 Конституции РФ устанавливает разделение властей на три ветви на судебную, исполнительную и законодательную, а ст. 11 устанавливает четыре органа государственной власти: Суды, Федеральное Собрание Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Таким образом, если законодательную власть в России представляет Федеральное собрание Российской Федерации, исполнительную власть - Правительство Российской Федерации, а судебную власть - суды, то встает вопрос о роли Президента в системе разделения властей.
Существует несколько точек зрения относительно места института Президента РФ в системе разделения властей. Согласно позиции одних исследователей, Президент РФ в системе высших органов государственной власти выступает в качестве арбитра [1, с. 64].
Другие ученые утверждают, что Президент РФ является важнейшим элементом исполнительной власти, так как именно Президент, а не Правительство РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [1, с. 64].
Так, Президент РФ в своих ежегодных посланиях и нормативных указах обращается к Федеральному собранию. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и носят исполнительный характер. Так же Президент РФ исполняет функции исполнительной власти как назначение на государственные должности, контрольные функции, президентские программы, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами.
Однако в Конституции РФ, несмотря на широкие полномочия в сфере исполнительной власти, президент не закреплен как глава исполнительной власти. Думается, наиболее верной позицией будет следующее. Президент РФ, безусловно, больше тяготеет к исполнительной власти. Он обладает некоторыми полномочиями органов исполнительной власти, официально либо фактически руководит центральными органами исполнительной власти. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Президент РФ осуществляет руководство рядом федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако Президент РФ, не входит в систему органов исполнительной власти.
Стоит отметить, что Конституция РФ, определяя основные направления и функции Президента РФ, тем самым не указывает конкретные правовые формы и пределы реализации президентской власти. Таким образом, было бы целесообразно принятие Федерального конституционного закона «О президенте», в котором урегулируется порядок реализации Президентом своих полномочий, в том числе и таких как формирование Администрации Президента РФ, Государственного совета, Совета Безопасности и т.д.
Размышления над многочисленными проблемами соотношения конституционного принципа разделения властей с ходом развития государственной власти России побуждают исследователей не только формулировать критические оценки действующего конституционного законодательства и практики правоприменительной деятельности, но и предлагать решения для указанных проблем.
При этом, некоторые ученые формулируют конкретные предложения по совершенствованию текста Конституции и даже предлагают ее полный текст в новой редакции, другие авторы исходят из возможности установления необходимого баланса сдержек и противовесов без изменения текста Конституции. Есть и те, кто формулирует общие рекомендации о возможных путях трансформации российской модели разделения властей, при этом не формулируя конкретных изменений Конституции [4, с. 242].
Заслуживают внимания предложения в отношении принятия законов о поправках к главе 4 и целому ряду статей Конституции РФ, которые лишены радикализма и дают хорошую правовую основу для компромисса между различными политическими группами и обществом [3, с. 160].
В то же время, нельзя не заметить, что новации, касающиеся вопросов конституционно-правовой ответственности Президента и отдельных членов Правительства, а также процедуры формирования состава Правительства, установления статуса и порядка деятельности Администрации Президента Российской Федерации, особенно остро ставят вопрос о перспективах формирования навыков продуктивного диалога и достижения компромиссов в среде отечественной политической элиты.
Принятие данных поправок создало бы предпосылки для выравнивания отечественного механизма «сдержек» и «противовесов» и, в то же время, породило бы новые проблемы для участников политического процесса. Однако это были бы уже проблемы иного качественного уровня, на котором существовали бы необходимые материально-правовые и процессуальноправовые условия для открытого, конструктивного диалога, ведущего к их разрешению и снижающего риск агрессивного, антагонического противостояния как внутри властных структур, так и в отношениях между властью и обществом.
В целом, нельзя упускать из виду, что ответственная позиция власти, которая, в первую очередь, определяется самоограничением в рамках, института Президента, может быть установлена не только нормам Конституции, законов, решениями судов, активностью гражданского общества, но и деятельностью государственной бюрократии, от которой глава государства обладает реальной возможностью принимать самостоятельные решения [2, с. 51].
Поэтому весьма важной в контексте совершенствования институтов верховной власти является задача формирования «рациональной бюрократии», новых квалифицированных управленцев, которые за счет своей эффективной деятельности способны отчасти даже устранить драматизм проблемы всеобъемлющих полномочий Президента РФ. Современные методы науки управления могут оказаться полезными и для формирования в России слоя «новых управленцев», которые своей деятельностью способны подготовить не только рационализацию института президентства, но и других институтов верховной власти.
Можно сформулировать общий вывод, что Конституция РФ 1993 г. на сегодняшний момент закрепляет не столько систему разделения властей в её классическом понимании, сколько развернутый конституционный институт взаимосвязей, где центральное место занимает Президент РФ. Следовательно, закрепление каждого органа системы разделения властей, в качестве отдельной ветви власти является целесообразным шагом, для четкого функционирования государственного механизма.
Список литературы
- Белькова И.С. Принцип разделения властей и проблемы его реализации в Российской Федерации // Интеграция наук. 2017. № 9. С. 62 - 69.
- Гордынин Н.А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3. С. 49 - 54.
- Миронов Д.С. Принцип разделения властей в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 27. С. 160 - 166.
- Мицура Е.Н. Принцип разделения властей в Российской Федерации: понятие и содержание // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 242 - 245.