УДК 321.015

Дисфункции основных институтов политической системы США

Пихтовников Роман Евгеньевич – бакалавр факультета Зарубежного регионоведения Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем институтов политической системы США, их взаимодействию между собой. Дисфункции основных институтов политической системы США оказывают влияние на функционирование этой системы в целом, а также сказываются на доверии населения к власти. Статья нацелена на рассмотрение конкретных проблем на текущий момент и их выявление.

Ключевые слова: Политические институты, дисфункции политических институтов, система сдержек и противовесов, лоббирование, авторитаризм.

На сегодняшний день в политической системе США присутствует ряд факторов, которые мешают нормальному функционированию политических институтов США. Взаимодействие между институтами политической системы является одним из важнейших залогов стабильности этой системы.

Целью данной статьи является рассмотрение и выявление основных дисфункций политических институтов в США. А также, рассмотрение причин и предпосылок таких дисфункций.

Одной из проблем является несоответствие закрепленной в американской конституции модели демократии на современном этапе. Данная модель предполагает разделение властей и систему сдержек и противовесов, которая призвана не допустить доминирование фракции или элиты, которая сможет воспользоваться своей политической властью для установления тирании. Однако, на сегодняшний момент, больший доступ к информации и власти имеют именно элитарные группы общества, а остальной электорат, зачастую, не имеет полной информации о различных политических процессах, в следствие чего неправильно лоббируют свои интересы [5, p. 41]. Также стоит упомянуть фактор изначального недоверия к исполнительной власти на этапе формирования американского государства, и фактор приоритета законодательной и исполнительной власти.

После усиления в XX в. централизованных органов исполнительной власти, а точнее увеличения их количества, законодательные органы и суды значительно ограничили полномочия исполнительной власти, что стало причиной ее неэффективных действий. Важную роль в проблеме сыграли американские суды, которые постоянно наращивают судебный компонент в решениях, которые в других развитых демократиях обрабатываются административной бюрократией [5, p. 43]. Это ведет к росту дорогостоящих судебных разбирательств, медлительности принятия решений и в высшей степени к несовместимости с исполнением законов. Сегодня в Соединенных Штатах суды вместо того, чтобы контролировать правительство, стали альтернативными инструментами для расширения правительственного управления. Параллельно исполнительная власть была узурпирована Конгрессом.

Одной из особенностей политической системы США является ее открытость к влиянию групп интересов. Это может служить и фактором дисфункции основных институтов этой системы. В США между группами интересов и государством существует форма взаимоотношений называемая, согласно социологии, «взаимным альтруизмом». Это означает не конкретные сделки между субъектами, которые предусмотрены и запрещены в законодательстве, а принцип якобы безвозмездного подарка, оказания услуг со стороны заинтересованных лиц в сторону лиц, представляющих органы власти. В обмен же ожидается ответная выгода, основанная на моральном обязательстве. Такая форма взаимоотношений широко распространена в политической системе, и, иногда сами представители государственных органов становятся инициаторами этих отношений, в надежде получить выгоду после своего ухода со службы. По сути, на этом принципе основано американское лоббирование, значительный рост которого наблюдается с конца ХХ века [1, c. 143].

Лоббирование интересов различных групп в государстве негативно сказывается на законодательный процесс. Так, зачастую, может создаваться большое количество законопроектов, противоречащих друг другу. И далее происходит фактически процесс участия групп интересов в законодательстве. Негативная сторона заключается в том, что количество этих групп очень велико и многие из них не могут представлять интересы всего общества, так как эти группы отличаются своим финансовым и социальным состоянием и действуют только для обеспечения собственной выгоды. Из этого следует недоверие большинства рядовых американцев к элитарным группам интересов, что в свою очередь выражается в недоверии к законодательным органам [3, c. 12].

Еще одним признаком дисфункции политических институтов можно назвать осложнение принятия решений и распространение их блокирования со сторон разных ветвей власти. То есть, система сдержек и противовесов работает слишком интенсивно и уровень противодействия между ветвями власти становиться недопустимо большим, что приводит к неэффективности государственных процессов [4, c. 48]. Как современный пример можно привести текущего президента США Дональда Трампа. После его вступления на пост, Конгресс, на протяжении всего его срока всячески ограничивает его полномочия и не дает реализовать его некоторые предвыборные идеи и обещания. В следствие, популярность президента в массах значительно уменьшается, что является одной из причин неэффективной работы исполнительной власти.

Проблема принятия решений существует в Конгрессе США. Часто комитеты и подкомитеты обеих палат, а также другие законодательные органы обладают одними и теми же полномочиями касательно определенных вопросов, что создает запутанность в решении определенных вопросов [4, c. 49]. Так же на этот процесс влияют группы интересов, которые оказывают воздействие на законодателей.

Среди дисфункций политической системы стоит упомянуть также пункт, связанный с системой сдержек и противовесов и с доверием народа к исполнительной власти. А именно, это растущий авторитаризм президентской власти. В условиях усиливающейся политической поляризации и систематической блокировки со стороны конгрессменов масштабных реформ и важных преобразований все в большей степени начинают проявлять себя авторитарные черты президентской власти. Это является, по сути, ответной реакцией на действия Конгресса. Исполнительная власть становится основным центром принятия политических решений в обход Конгресса, нередко игнорируя и решения Верховного Суда США [4, c. 52].

Ярким примером этой проблемы можно считать приход к власти Д. Трампа. Фактически с самого начала его пребывания у власти Америка начала жить «по президентским указам», которые касались самых острых проблем социально-экономического развития США, начиная с иммиграции, торгово-экономических связей, жизненно важных в эпоху глобализации, и заканчивая регулированием качества окружающей среды и мерами противодействия изменению климата. Все эти проблемы нашли отражение в череде президентских указов. За два полных года пребывания у власти Д. Трампом было подписано 92 указа, в среднем по 46 указов в год. Для сравнения: в период своего пребывания у власти Б. Обама ежегодно в среднем подписывал 35 президентских указов; Дж. Буш-мл. за все восемь лет правления подписал 36 указов [4, c. 54].

Пиком растущего авторитаризма президентской власти явилось введение 15 февраля 2019 г. режима чрезвычайного положения в связи с ситуацией на южной границе США [6, p. 3]. Благодаря этому президент в обход Конгресса получил доступ к 8 млрд долл., в том числе и из бюджета Министерства обороны США, необходимым для начала сооружения «непроницаемой» стены вдоль американо-мексиканской границы.

Причина того, что авторитаризм достаточно уверенно пробивает себе дорогу в современных США, коренится в однопартийном принятии важнейших внутриполитических и внешнеполитических реформ и начинаний на протяжении последних 10 лет.

Таким образом, дисфункции основных институтов политической системы США во многом кроются в текущей модели американской демократии, основанной на конституции. На современном этапе развития общества и государства, система сдержек и противовесов становится причиной ряда проблем. Основной из них является сложность процесса принятия решений, как на федеральном, так и на уровне штатов. Решение большинства вопросов через органы судебной власти, а не на законодательном уровне или органами исполнительной власти, сильно замедляет этот процесс. Также, согласно конституции, принятие множества групп интересов способствует их лоббированию своих интересов в Конгрессе, которые в основном направлены на извлечение собственной выгоды. В дальнейшем это приводит к несовпадению интересов масс и элитарных групп, что ставит под сомнение доверие к власти. Слишком активное противодействие президента и Конгресса мешает нормальному функционированию государства как института политической системы. К этому добавляются группы интересов, представляющие элиту, а не общество в целом. Также, сложность процессов законотворчества, присутствие судебного процесса в решениях многих вопросов, подрыв доверия в связи с усилением власти президента негативно сказываются на работе политической системы. Все вышеперечисленное можно считать дисфункциями основных политических институтов США, а в частности, государства.

Список литературы

  1. Белоусов, А.Б. Современная практика лоббизма в США [Электронный ресурс] / А.Б. Белоусов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2013. – Том. 13. Вып. 2. – C.174. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-lobbizma-v-ssha.
  2. Новиков, Д. Трамп и не только: революция без конца [Электронный ресурс] / Д. Новиков // Россия в глобальной политике. – 2018. – № 5. – С. 129. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Tramp-i-ne-tolko-revolyutciya-bez-kontca-19750.
  3. Травкина, Н.М., Васильев, В.С. Углубляющийся кризис политической системы США: причины, признаки, последствия [Электронный ресурс] / Н.М. Травкина, В.С. Васильев // Перспективы. Электронный журнал. – 2019. – №3(19). – С. 60. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41304574.
  4. Фридман, Дж. Внешняя политика Обамы: конец начала [Электронный ресурс] / Дж. Фридман // Stratfor, США. – 2009. – 25 Августа. – С. 52. – Режим доступа: http://okoplanet.su/politik/politikdiscussions/17378-vneshnyaya-politika-obamykonec-nachala-stratfor.html.
  5. Fukuyama, F. America in Decay: The Sources of Political Dysfunction [Electronic resource] / F. Fukuyama // Foreign Affairs. – 2014. – October. – Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2014-08-18/america-decay.
  6. Presidential Proclamation on Declaring a National Emergency Concerning the Southern Border of the United States [Electronic resource] // The Official website of The White House. – Mode of access: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-proclamation-declaring-national-emergency-concerning-southern-border-united-states.

Интересная статья? Поделись ей с другими: