Особенности готовности организма студентов первого курса обучения в вузе к нагрузкам на занятиях по физической культуре

Захаров Никита Альбертович – студент Института теплоэнергетики Казанского государственного энергетического университета.

Научный руководитель Пескова Елена Валерьевна – старший преподаватель Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В данной статье изучаются аспекты бурного формирования и роста организма подростков студенческого возраста, а кроме того совершенствование физических и умственных возможностей, развитие воли, характера, нрава, мировоззрения, которые приходятся на непродолжительный период (согласно данным разных исследований этот процесс продолжается приблизительно до 3-ех лет) и заканчиваются в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, физическая культура, нагрузки на организм, особенности развития студентов.

Подростковый возраст зачастую называют периодом полового созревания, который завершается у девушек в среднем к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам. К окончанию этапа полового созревания у подростков старшего школьного возраста заканчивается формирование роста и пропорции туловища, а также завершается рост и окостенение скелета. Что касается физических характеристик, то для этапа полового созревания свойственным считается увеличения веса, который в обычном возрасте увеличивается у парней на 34 кг, а у девушек на 25 кг; увеличение роста: у парней – 35 см, у девушек – 28 см; увеличение объёма груди: у парней – на 25 см, у девушек – 18 см. Данные перемены в физиологии обусловлены интенсивной работой всех систем и органов организма, которые регулируют процессы роста и обеспечивают необходимую жизнедеятельность организма подростков. Стоит отметить, что регулирующие системы подростков, к числу которых относятся, главным образом, нервная и эндокринная, продолжают собственное развитие и формирование [3].

Непосредственно процедура полового созревания организма считается довольно сложным, иногда она проходит не совсем как необходимо. Именно по этой причине формирование подростков первого года обучения в вузе зачастую требует тщательного, но ненавязчивого внимания, в первую очередь, со стороны родителей. Более того, в определённых случаях нужен надзор, а при выявлении каких-либо отклонений и участие медицинского персонала [2].

Увеличение структурной мускулатуры, которое обусловлено эндокринной стимуляцией, существенно влияет на мышечную силу. В качестве образца можно привести сжим кистевого динамометра. Так, мальчики 10 лет сдавливают 16 кг, а в рассматриваемом возрасте 18-19 лет этот показатель доходит до 35 кг. Если рассматривать показатели девочек, то приходим к следующему понимаю, так сила кисти руки возрастает за период от 10 лет до первого года обучения в вузе в общем с 12,5 до 28 кг. Необходимо сосредоточить своё внимание на том, что у девушек мышечная сила достигает собственного наибольшего формирования к 15 годам. Подобная отличительная черта подросткового возраста, как угловатость, неповоротливость и неловкость, протекают у подростков к 15 годам, а у девочек несколько раньше [6].

Подростковые годы характеризуются стремительным увеличением сердечной мышцы. Наверное, ни к одной из систем организм студента первого года обучения в вузе не предъявляет таких высоких требований, как именно к сердечно-сосудистой. В возрасте с 10 до 18 лет происходит рост веса сердца (не менее чем в 2 раза) и объёма сердца (в 2,4 раза). Характерным изменениям подвергается сердечная мышца (миокарда): она становится сильнее, появляется способность выбрасывать в сосуды организма при сокращении достаточно большее количество крови [1].

На первом году обучения в вузе (18-19 лет) для стремительно развивающихся девушек свойственным считается деятельность сердечно-сосудистой системы как у взрослых девушек, при этом у девушек, отстающих в формировании организма, деятельность сердечно-сосудистой системы соответствует деятельности сердечно-сосудистой системы девочек младшего школьного возраста (10 лет). Данная закономерность прослеживается и в деятельности сердечно-сосудистой системы подростков. Выходит, что возможно сказать о такого рода характерной черте подросткового возраста, как тесная взаимосвязь деятельности сердечно-сосудистой системы с темпами развития и формирования [5].

Поскольку сердечно-сосудистая система не всегда успевает за стремительными темпами развития подросткового организма, то ей необходимо оказывать поддержку. Помощь может быть рациональной только в том случае, когда увеличение физических нагрузок происходит с помощью постоянных физических упражнений, спорта и трудовой деятельности. Трудности с сердечно-сосудистой системой делаются довольно нередким феноменом в нынешних обстоятельствах, которые характеризуются неподвижным образом жизни и отсюда следует недоразвитие мускулатуры [4].

Студенты первого курса обучения в вузе склонны стыдиться своей слабости и неуклюжести, именно это является первоочередной причиной отказа от занятий физической культурой и спортом. В следствие чего у подростков происходит развитие так называемого недоразвитого сердца. В случаях, если первокурсник не начинает своевременно заниматься физической культурой и спортом, то его сердце не развивается и в последующем.

У студентов первого курса обучения в вузе часто отмечается повышенное артериальное давление, которое образуется из-за нарушения просветов сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца по всем артериям организма, с одной стороны, и увеличением объёма сердца, с другой стороны. В среднем, исходя из анализа анатом-физиологических наблюдений, к 19 годам артериальное давление подростков первого курса обучения в вузе повышается:

  • до 120/65 у юношей;
  • до 115/60 у девушек.

Временное нарушение нервной регуляции сердечно-сосудистой системы является ещё одной важной особенностью подросткового возраста (18-19 лет). Это случается вследствие перестройки в работе эндокринной и нервной систем подростков. Вместе с этим, происходит нарушение ритмов сердечной мускулатуры, увеличение или уменьшение частоты сердечных сокращений. Если развитие подростков проходит гармонично, то такие расстройства быстро проходят без всякого лечения. Тем не менее, любые отклонения в деятельности сердца, в том числе изменение кровяного давления, должны в обязательном порядке быть изучены медицинским персоналом. [3].

У подростков первого курса обучения в вузе (18-19 лет) могут наблюдаться нарушения регуляции тонуса кровеносных сосудов организма, что может привести к гипотоническим и гипертоническим состояниям, которые в дальнейшем могут развиться в гипотонию или гипертонию соответственно. Все это происходит при наличии увеличенной умственной нагрузки и малоподвижного образа жизни.

Изучив образовательные стандарты установлено, что у подростков первого курса обучения в вузе (18-19 лет) общая учебная нагрузка (опять же при шестидневной рабочей неделе) не должна быть выше 7-8 часов. Но на деле же получается, что у подростков первого года обучения в вузе данная учебная нагрузка намного увеличена и связано это со сдачей сессионных зачётов и экзаменов.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что подростки первого года обучения в вузе в общем примерно около 18 часов в сутки находятся в состоянии определённой неподвижности (сидят, лежат). То есть для активных физических процессов отводится не более 6 часов в сутки. При условии, эти 6 часов будут эффективно использоваться первокурсниками с точки зрения физической нагрузки в виде мышечной деятельности (занятия физической культурой и спортом), то этого будет достаточно для развитие организма [6].

Но статистка говорит об обратном. Более половины всех подростков первого года обучения в вузе (18-19 лет) даже не бывают на свежем воздухе, не говоря уже о систематических занятиях физической культурой и спортом. Но и разрыв между занятиями и домашними делами у большинства подростков не превышает 2 часов. Установлено, что подростки первого года обучения в вузе приступают к выполнению домашней деятельности, практически сразу, без определённого отдыха для смены деятельности. В результате это приводит к снижению работоспособности. У трети всех подростков 18-19 лет уходит на приготовление домашних заданий более 3 часов, у большинства же из них уходит времени более 4 или 5 часов. Весомое большинство первокурсников вуза не делают перерывов для отдыха между студенческими и домашними делами [6].

Если рассматривать вопрос досугового времяпровождения первокурсников (18-19 лет) вуза, то основная масса их предпочитает проводить время за компьютером, либо за просмотром телевизоров. Как правило у подростков первого года обучения в вузе практически не остаётся времени для занятий физической культурой и спортом, именно поэтому, решение этой проблемы видится на занятиях по физической культуре образовательного учреждения.

Настоящие исследования показывают, что организм подростков представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, развитие которой обусловлено генетической предрасположенностью. Каждому подростку первого года обучения в вузе (18-19 лет) присущ определённый набор анатомо-физиологических особенностей организма, определяющий характер роста и развития организма в целом, а также формирование всех органов, систем и тканей. Порядок и темпы формирования и развития, индивидуальные возможности определяются наследственностью подростка [2].

Если говорить о половом созревании подростков первого года обучения в вузе, то анализ исследований показывает, что оно не зависит от расовых особенной и национальных признаков, ровно, как и от климатических признаков и географии проживания. Наиболее существенным признаком более раннего полового созревания подростков является социально-экономические условия и качество питания.

В последнее время на акселерацию подростков обращается особое внимание, так как именно с ней связан ряд проблем в процессе обучения и воспитания подростков первого курса обучения в вузе (18-19 лет). Так как при тренировке подростки-акселераты, хоть и способны выполнять большой объем физических нагрузок, однако, все функциональные системы организма ещё не достигли уровня взрослого человека. При этом нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы находятся ещё в стадии развития и формирования. Переоценка физических возможностей подростков первокурсного возраста может привести к перетренировке, нарушению здоровья.

Список литературы

  1. Антонова, О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова. – Москва : Высшее образование, 2006. – 192 с.
  2. Белова, О.А. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / О.А. Белова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 172 с.
  3. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. – Киев : Здоровья, 1981. – 120 с.
  4. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск : Новое знание, 2006. – 415 с.
  5. Псеунок, А.А. Возрастная анатомия и физиология: лекции / А.А. Псеунок. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. – 268 с.
  6. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – Москва : Академия, 2002. – 448 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: