gototopgototop

УДК 159.9

Игровое мышление в футболе

Тарасова Анастасия Андреевна – магистр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: На первый план стратегии и тактики игры в футбол выдвигаются, как правило, мышечные усилия и способность управлять психическими процессами и состояниями. Однако, практика футбола и психология спорта признают исключительно важное значение умению принимать игровое решение, в этом, по мнению экспертов, и состоит мастерство футболиста. В статье рассматривается проблема игрового мышления футболистов.

Ключевые слова: игровое мышление, футбол, игровая ситуация, тактическое мышление, психология спорта.

Игровое мышление – практическое выражение индивидуальности и особенностей мышления спортсмена. В его основе лежит процесс принятия решения в игровой ситуации. Стоит заметить, что в трудах отечественных и зарубежных спортивных психологов до сих пор нет единства взглядов относительно протекания мыслительных процессов в ходе игры.

Несмотря на то, что традиционный процесс обучения технике игры в футбол недостаточно эффективен в связи с тренировкой двигательных действий в стандартных и заранее известных условиях, стремлению внешнего усвоения и подражанию эталону, в противовес развитию индивидуального способа ведения игры с опорой на собственные преимущества и развитое игровое мышление, проблемам игрового мышления и формирования программ двигательных действий в вероятностных условиях и неожиданных ситуациях посвящено не так много работ.

Кандидаты психологических наук Пегов В.А. и Чернецов М.М. также отмечают [3, 4], что обширный педагогический материал, являющийся лишь предпосылкой для осуществления спортсменом своей деятельности в игровом пространстве, не дает ответа на вопрос о степени участия и влияния индивидуальности футболиста. Рассматривая процесс мышления, с одной стороны, как последовательный алгоритмический механизм, с другой в контексте несоответствия в условиях ограниченного времени привычного абстрактно-логического мышления требованиям игры, авторы также указывают на противоречие и неоднозначность взглядов касательно достижения творческого уровня в принятии игровых решений. Возникает вопрос “процесс принятия решения в ходе игры - репродукция усвоенных знаний и навыков или творческий акт, при котором становится возможным создание и реализация новых, ранее не применяемых игровых решений?” Ответ на этот вопрос может в корне изменить тактики и стратегии обучения и тренировок футболистов, повысить их эффективность и увеличить результативность.

Согласно проведенному теоретическому анализу, можно выделить два наиболее популярных подхода, имеющих отношение к практике футбола и игровому мышлению, в частности. Согласно первому, системно-деятельностному подходу, существуют определенные стандарты в образовании, которым необходимо соответствовать. В таком случае тренер и игроки преследуют цель реализации подобных стандартов с минимальным уровнем импровизации. Второй подход подчеркивает важность обращения к силам мышления человека в ходе его обучения, при таком подходе акцент делается на человеческую индивидуальность и личностные особенности, которые выходят за рамки стандарта.

Человек, погруженный в спортивную деятельность, подвержен влиянию средств и методов, используемых в ходе тренировок и соревновательной деятельности. Влиянию подвергается не только физические переменные (двигательные способности), но его чувства и мыслительная деятельность [1, 3]. Вот почему так важно совершенствовать систему подготовки спортсменов, с учетом развития человека в целостности. Целостность проявляется и в балансе двигательных навыков и мыслительных процессов, а также в восприятии игровой ситуации как единой, несводимой к сумме ее элементов, и от того уникальной. Целостность проявляется и в командной работе при взаимодействии игроков - пространственно-временных формах и фигурах (треугольники, квадраты, линии и т.д.). Следовательно, у спортсмена должна быть развита собственная телесно-чувственная и мыслительная включенность, необходимая для восприятия себя частью команды и игрового процесса в целом. Чувство мяча, поля, другого игрока - вот как это называют спортивные комментаторы.

В современных реалиях обучения в футбольных спортивных школах теоретический блок составляет не более 5% от общего количества часов. Обучение тактическим приемам происходит, как правило, в процессе двусторонних игр [2], во время которых тренер физически не способен уделить необходимое время каждому игроку, рассмотреть индивидуальные особенности игрового мышления каждого, вследствие это осложняет целенаправленное формирование интеллектуальных качеств.

Возвращаясь непосредственно к игровому мышлению, заметим, что его структура должна иметь точки соприкосновения со структурой мышления вообще, и при этом, разумеется, обладать собственной спецификой. Дефиниций мышления множество, они зачастую семантически близки и содержат схожие положения, однако их разнообразие позволяет выбрать наиболее актуальное в рамках поставленной проблемы. Мышление будучи психическим процессом моделирования закономерностей окружающего мира, также можно определить как высший этап обработки информации человеком или же как процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Производя замену “окружающего мира” на “игровую ситуацию”, тем самым уточняя, специализируя определение, мы можем определить игровое мышление - как психический процесс моделирования собственных когниций и гипотетических паттернов поведения наиболее эффективных в условиях игровой ситуации. Познаваемые феномены в таком случае могут быть представлены в виде возможных вариантов решений в конкретной игровой ситуации.

Список литературы

  1. Бескова, И.А. Природа и образы телесности / И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. - М. : Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.
  2. Исаев А.К. Футбол : советы футболистам и тренерам / А.К. Исаев, Ю.С. Лукашин. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 159 с.
  3. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45. - (Серия «Научно-методическая библиотека». Выпуск II).
  4. Чернецов М. М., Пегов В. А. Коллективное ткачество мысли в футболе // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №7 (113)

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail