Возможности использования интернет-мемов для преподавания иностранного языка

Екимова Наталья Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Профессиональных коммуникаций Российского университета транспорта.

Аннотация: В данной статье описываются некоторые особенности применения такого современного средства обучения иностранным языкам, как интернет-мем. Рассматривается определение данного понятия, его особенности, классификация, а также приводятся примеры использования интернет-мемов на занятиях по иностранному языку.

Abstract: This article describes some of the features of the use of such a modern means of teaching foreign languages as the Internet meme. The definition of this concept, its features, classification is considered, and examples of the use of Internet memes in foreign language classes are given.

Ключевые слова: Интернет-мем, обучение, иностранный язык, обучающиеся, грамматика, лексика.

Keywords: Internet meme, learning, foreign language, learners, grammar, vocabulary.

Несмотря на то, что педагогика, процесс обучения, считается традиционной сферой деятельности, для ее развития и совершенствования, ориентации на личность обучающихся на сегодняшний день все больше применяются нетрадиционные методы, средства и подходы. К таким средствам можно отнести различные гаджеты, компьютерную технику и комплектующие, а также возможности сети Интернет.

Интернет на сегодня – это быстро развивающаяся, активно меняющаяся и вбирающая в себя колоссальное количество не только информации, но и возможностей для обучения площадка. Помимо того, это та область коммуникации и развития, которая интересна молодому поколению. Следовательно, для педагога, использование возможностей и средств мировой паутины, дает преимущество в мотивации к обучению.

При этом такое современное средство интернет-коммуникации, как мем все более активно и плотно входит не только в регулярный процесс построения общения между современной молодежью, но и становится средством обучения. Ряд педагогов исследовали особенности применения интернет-мемов в обучении студентов (Калугин А.М., Зыкова К.А. и др.), в том числе в обучении иностранным языкам (Преображенская А.Б., Скрыпникова Ю.О., Будник А.С., Чистовская Е.Н. и ряд других).

Проведенное в Санкт-Петербурге исследование учащихся лингвистического отделения ряда университетов. Возраст 21 – 25 лет, которые много своего свободного времени проводят в мировой сети, общаясь в социальных сетях, просматривая свою электронную почту, ленту новостей, а также статьи в различных СМИ и СМК показало, что все респонденты (100%) знают, что такое интернет-мем. Положительную реакцию и интерес интернет-мемы вызывают у 68% опрошенных студентов. При этом более чем у половины участников опроса (55%) применения интернет-мемов в образовательном процессе вызывает интерес [2].

Примечательно, что исторически, то есть первоначально, понятие «мем» не было введено биологом из Великобритании Ричардом Доккинзом и означало оно «основную единицу культурной передачи информации» [1]. При этом в сегодняшних реалиях определение, данное Ричардом Броуди американским программистом более состоятельно. Оно звучит так: «Мем – это единица информации в сознании, чьё существование влияет на события так, что большое число ее копий возникает в других сознаниях» [5]. На сегодняшний день к понятию мем будут относится картинка, музыка, мода, жесты, языковые выражения.

Опишем здесь классификацию мемов. Интернет-мемы принято классифицировать по нескольким критериям. Первое по способу зарождения:

По способу зарождения интернет-мемы могут быть разделены на:

По каналам распространения: средства массовой информации, радио, телевидение и интернет. По сроку жизни: краткосрочные и долгосрочные.

По специфике. Существуют общие мемы и специализированные (специализированные еще называют локальными). Для последних носителями выступают представители субкультур и профессий. Например, к таким относятся медики, рокеры или программисты.

По источнику возникновения. Здесь можно разглядеть прообразы феномена в виде конкретного события, персоны или цитаты, возможно фотографии [4].

На сегодняшний день существуют некоторые требования, выдвигаемые к Интернет-мемам:

При этом для использования в качестве обучающего материала, такое наглядное средство должно проходить определенный ценз и подходить под направление обучения.

Применение интернет-мемов на занятиях по иностранному языку имеет свои преимущества. Перечислим их:

Применение интернет-мемов на занятиях с обучающимися весьма велико. Во-первых, еще на этапе знакомства и установления правил на занятиях, когда обговариваются правила поведения, особенности выполнения домашних заданий, как быть во время опозданий, пропусков и пр. педагог может использовать интернет-мемы как интересный способ сообщения учащимся о своих правилах и ожиданиях. Дополнительным педагогическим приемом будет считаться домашнее задание: создание собственного мема, который продемонстрирует аудитории и педагогу понимание озвученных правил обучающимся. Приведем здесь пример нескольких наиболее известных интернет-ресурсов для создания мемов:

Во-вторых, использовать интернет-мемы можно при ознакомлении аудитории с новой темой. Современный педагог весьма часто, вводя новую тему на занятиях по английскому языку, использует картинку. Вместо этого преподавателем может использоваться мем. К примеру, обучающимся предстоит изучить тему “Shopping”. Наиболее простым вариантои начала занятия будет показ картинки магазина. Можно показать воспитанникам интернет-мем, на котором изображен кадр из фильма «Война миров Z» про зомби – апокалипсис с надписями “Walmart” (крупнейшая в мире американская сеть оптовой и розничной торговли) и “Black Friday” (день начала традиционного рождественского сезона распродаж). Далее следует дать несколько минуты на обсуждение мема и попросите назвать тему занятия.

В-третьих, при работе с английской грамматикой и лексикой. Интернет-мемы насыщены разнообразной лексикой и грамматикой. Их можно использовать на этапе введения лексики, так и на этапе закрепления. Например, после изучения лексики по теме “Environmental problems”, предложите студентам серию мемов, где они должны заполнить пропуски, используя новые слова.

При этом важно отметить, что создатели интернет-мемов не задаются целью обучить или научить, их задача завлечь, отвлечь и развлечь, как следствие, написание многих мемы не является грамотным, в них специально, например для того, чтобы показаться забавными или нет, могут присутствовать лексические ошибки. В таком случае у педагога есть два пути: игнорировать данный мем, либо, показав обучающимся, попросить исправить увиденные ошибки.

В-четвертых, мемы могут создаваться самими слушателями курса для повышения уровня активности и закрепления пройденного материала. Обучающиеся таким образом будут иметь возможность попрактиковать навыки творческого и критического мышления.

Подводя итог всему вышеописанному, отметим, что несмотря на то, что применение интернет-мемов в обучении иностранным языкам используется относительно недавно, есть ряд работ и исследований, подтверждающих их эффективность. Данное современное дидактическое средство может быть использовано педагогами на любой стадии изучения языка и имеет ряд преимуществ. Однако важно помнить, что многие интернет-мемы содержат нецензурную лексику, что в значительной степени осложняет работу с данным средством и требует большей внимательности со стороны педагога. Также важно подчеркнуть, что мемы не могут выступать самостоятельным или основным средством обучения, скорее коллатеральным.

Список литературы

  1. Будник А.С. Интернет-мем как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // The Emissia. Offline Letters. Электронное научное издание (педагогические и психологические науки). – № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2544.htm (Дата обращения: 02.03.2020).
  2. Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: АCT, 2013. – 324 с.
  3. Загоруйко А.О., Ефремова М.А. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2019. – Т. 8. - № 28. – С. 12-21.
  4. Фетисова А.А. Использование Интернет-мемов в практике преподавания иностранных языков // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения. Сб. науч. трудов. – М., 2015. – С. 106-110.
  5. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – Волгоград, 2013. – №6(81). – С. 34-38.