gototopgototop

Педагогика взаимодействия. Взаимодействие и сотрудничество ученика и учителя, как основной фактор развития личности ребенка

Блинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов Лицея №121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова г. Казани.

Аннотация: 21 век – век новых технологий, новых отношений между людьми – уверенно шагает по планете. Каждый день несет что-то новое. По ступенькам знаний детей ведут учителя – сеятели разумного, доброго, вечного.

Данная статья посвящена развитию личности ребенка и взаимодействию ученика и учителя. Рассмотренные основные составляющие сотрудничества и взаимодействия, принципы работы.

Ключевые слова: учитель, личность ребенка, педагогика взаимодействия, учащиеся.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Школа во все времена выполняла социальный заказ общества, была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс.

Что же должны делать учителя, какие формы работы применять, какие условия создавать учащимся, чтобы учебно-воспитательный процесс благополучно развивался?

Существование человеческой цивилизации, общества и государства базируется на коллективной деятельности людей. Успешное развитие и самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь.

От чего зависит результат образовательного процесса? Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Данная проблема очень актуальна.

Считаю, что развитие у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками – чрезвычайно важная задача.

Цель организации заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В основе ее лежит использование групповой творческой деятельности на уроках и во внеурочное время.

Работа проводится с учениками 1-4 классов. Сотрудничество – это стиль взаимодействия участников в совместной работе. Результат – это продукт труда.

Исходя из опыта своей работы, я вывела такую формулу:

мир ребенка + мотивация деятельности,

творчество + кооперация и сотрудничество + открытый мир

= успех каждого!

Давайте остановимся на основных составляющих сотрудничества и взаимодействия.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям перейти на уровень конструктивного взаимодействия. Можно выделить подструктуры этой задачи:

  1. Создание мотивации. Побудить и направить их к деятельности.
  2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
  3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
  4. Развитие эмоциональной сферы личности. Учить детей распознавать эмоциональные состояния свои и партнеров.

Принципы работы

При организации взаимодействия и сотрудничества я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Обучение в деятельности.
  2. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
  3. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
  4. Работа учителя в стиле сотрудничества.
  5. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.

Критерием оценки успешности работы будет их умение договориться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели.

Совместное принятие решения

Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определенной цели. Ядро ситуации взаимодействия – совместное принятие решения.

Работу сотрудничества можно строить в разных стилях. Перед вами классификация стилей взаимодействия:

1

Принимая решение, участники учитывают интересы другого

2

Принимая решение, участники ориентируются на удовлетворение личных интересов

3

Принимая решение, участники в равной степени учитывают собственные интересы и интересы партнеров.

4

Принимая решение, участники ориентируются на интересы своих партнеров.

Не стоит полагаться на то, что, выполняя коллективные работы, дети самостоятельно научатся сотрудничеству. Его нужно формировать целенаправленно и методично и систематично.

Выбор стиля взаимодействия в зависимости от ситуации

Научить детей «чувствовать» ситуацию и выбирать наиболее адекватное и эффективное взаимодействие – одна из целей работы сотрудничества.

Какова же роль учителя?

Учитель как гарант безопасности, «верховная судебная и исполнительная власть»

Учителю не следует полностью браться за урегулирование всех возникающих при коллективной работе конфликтов. Если он будет разрешать все групповые проблемы еще до того, как дети сумеют их хотя бы прочувствовать, они никогда не научаться с ними справляться самостоятельно

Учитель как репортер

Большинство младших школьников очень плохо понимает собственные чувства. Они ощущают дискомфорт, но не всегда могут осознать, что скрывается за ним

Учитель помогает детям замечать, чем заняты партнеры; распознавать собственные эмоции и эмоции партнеров; учитель, как настоящий репортер, описывает словами все, что происходит с детьми

Учитель как знаток и эксперт

В данном случае он предоставляет им самим решать, следовать этим инструкциям или нет.

Учитель как генератор идей

Учителю не надо спешить подсказывать детям готовые варианты. Его помощь может быть разной по своей интенсивности.

Основные виды учительской помощи можно выстроить в порядке возрастания интенсивности:

5

Рефлексия

После выполнения любой работы обязательным является обсуждение.

Оно организуется следующим образом:

каждый из участников должен поделиться своими впечатлениями от хода и результатов работы: что понравилось и что не понравилось, и почему?

Высказываясь, надо строго придерживаться следующих правил:

6

Вот одно из упражнений, где учитель выступает в роли гаранта безопасности, предоставляет им самостоятельность. Дети делятся на пары, каждому раздается цветной карандаш. Дети, не договариваясь и не обсуждая, должны нарисовать картину. Вашему вниманию представлены работы детей. Несмотря на то, что задание было одно, получились совершенно разные работы, но созданные вместе. Такое упражнение можно проводить на среднем этапе взаимодействия, когда участники уже знают друг друга и имели опыт сотрудничества.

Планируемые результаты при работе в системе социального взаимодействия и сотрудничества детей:

  • умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствиями с условиями и задачами коммуникативной среды;
  • владеет монологической и диалогической формами речи;
  • умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и решении проблемы;
  • конструктивно взаимодействует и разрешает возникающие конфликты;
  • проявляет инициативу в беседе со сверстниками и взрослыми;
  • осуществляет планирование и оценку своей деятельности;
  • испытывает потребность в сотрудничестве, в доброжелательном внимании и уважении взрослого;
  • стремится к взаимопомощи;
  • принимает учебную задачу.

Из всего сказанного можно сделать вывод: новое поколение должно вырасти лишенным барьера общения и контактирования. Эта задача в полной мере осознается обществом и государством. Решение этой задачи берем на себя и мы, учителя. А так же:

7

Педагогика взаимодействия – направление актуальное, способное обогатить педагогическую теорию и практику. В процессе взаимодействия и сотрудничества укрепляется эмоционально-эмпатийная связь педагога с учеником, а также происходит успешная социализация личности.

Именно поэтому я применяю взаимодействие и сотрудничество как форму учебного процесса.

Учитель творит превращение ребенка в достойного гражданина своей Республики, страны. Творит постепенно, терпеливо.

Список литературы

  1. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2004. 
  2. Кугач, Антонина Николаевна Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач Антонина Николаевна. - М.: Феникс, 2011.
  3. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2011. 
  4. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail