gototopgototop

УДК 33

Особенности управления образовательной организацией в условиях цифровизации системы образования

Рубцов Олег Вячеславович – директор МБОУ «Видновская СОШ № 5 с УИОП».

Аннотация: Статья рассматривает процесс цифровой трансформации российской системы школьного образования. Проводится анализ цифровой грамотности педагогического состава российских школ. Изучается внедрение электронной формы учебников как один из путей повышения эффективности образовательного процесса.

Также в статье рассматривается развитие таких информационных технологий, как «электронный журнал» и «электронный дневник. Изучается опыт самой крупной цифровой образовательной платформы России – «Дневник.ру».

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая грамотность, электронная форма учебника, электронный журнал, электронный дневник.

В конце весны 2017 года Президентом РФ был утвержден Указ о стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в котором имеется отражение дальнейшего развития страны по пути информатизации. На протяжении 2018 года правительством РФ была подготовлена и утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1].

В период цифровой трансформации системы образования Российской Федерации школам и педагогическим составам нужно находить эффективные пути развития для соответствия современным требованиям.

Кроме того, в 2018 году начал действовать национальный проект под названием «Цифровая школа». Уже к 2025 году должны быть созданы институциональные и инфраструктурные условия, которые будут обеспечивать равный доступ учеников к качественному общему образованию. Это общее образование будет характеризоваться положительной динамикой в значении показателей национальных и международных сравнительных исследований, а также возможностью применения цифровых ресурсов в каждой школе [2].

Причина, которая тормозит процесс цифровизации в школах – низкий уровень мотивации школьных педагогов. Это не говорит об отсутствии цифровой грамотности учителей школ. Согласно одному исследованию, индекс цифровой грамотности российских учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем.

1

Рисунок 1. Индекс цифровой грамотности учителей школ. [3]

Школьные преподаватели имеют высокий уровень цифровой грамотности, который существенно превосходит среднестатистический уровень по России.

2

Рисунок 2. Индекс цифровой грамотности разных социальных групп. [3]

Проблема заключается в том, что преподавателям трудно сконструировать многокомпонентную информационную среду обучения, учитывая динамическое изменение целей и форм организации образовательного процесса. То есть, это подразумевает поиск необходимых образовательных ресурсов в интернете, их анализ, а также последующую адаптацию под нужды обучающихся.

Одно из решений данной проблемы является применение электронных форм учебников. Электронные версии учебника дают возможность подобрать нужные ресурсы, чтобы спроектировать информационную среду обучения.

Электронная форма учебника представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию известной печатной форме [4]. Электронная форма содержит мультимедийные компоненты и интерактивные ссылки, которые расширяют и дополняют содержание. Это делает образовательный процесс более информативным.

Итак, внедрение электронных форм учебников способствует облегчению разработки и поиска образовательного контента.

3

Рисунок 3. Векторы применения электронной формы учебника в образовательном процессе. [5]

Стоит понимать, что грамотное использование электронной формы учебников делает процесс обучения более интерактивным, а значит, мотивирует обучающихся к их активному включению в образовательный процесс.

Современные информационно-коммуникационные технологии также дают возможность трансформировать образовательное пространство, сделать его более интересным и индивидуальным. Расширению пространства образовательной работы способствуют электронные школьные порталы и сервисы, которые они поддерживают. Школьникам становятся доступны тренажеры и цифровые самоучители, компьютерные модели изучаемых объектов и процессов, первоисточники и так далее.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации уже есть опыт разработки комплексных систем мониторинга образовательной деятельности учащихся, которые обеспечивают доступ к мониторинговой информации участников образовательной деятельности (электронный журнал и виртуальный дневник).

Стоит отметить, что электронный школьный журнал является новым инструментом преподавателей и руководства школы, для которого необходимы минимальные затраты времени и сил во время его заполнения. А электронный дневник представляет собой инструмент для родителей и обучающихся, который дает возможность следить за успеваемостью детей, расписанием занятий, звонков, собирать электронное портфолио и так далее [6].

В качестве примера можно привести школьную социальную сеть, которая объединяет российские школы - «Дневник.ру». Как указывается на сайте этой цифровой образовательной платформы, «Дневник.ру» включает каждую вторую школу Российской Федерации. В эту школьную социальную сеть входит уже более 860 тысяч преподавателей, около 7,9 миллионов учащихся и более 4,2 миллионов родителей [7].

4

Рисунок 4. Система управления цифровой платформы «Дневник.ру». [7]

Цифровая платформа «Дневник.ру» представляет:

  • доступ к оценкам, расписанию и домашнему заданию 24/7;
  • социальную сеть для эффективного общения;
  • электронное обучение;
  • эффективные сервисы и ресурсы для обучения;
  • личный кабинет [7].

Любой учащийся может просматривать свои оценки, как по неделям, так и по четвертям.

Но также цифровой платформе есть, куда расти. В проекте отсутствует sms-рассылка и почтовые рассылки, что сделало бы процесс взаимодействия с платформой более удобным и эффективным.

Отдельно стоит обратить внимание на электронный журнал, который почти не отличается от своего традиционного аналога. Преподаватель также может выставлять оценки и отмечать пропуски обучающихся. Кроме того электронный журнал обладает полезными дополнительными функциями. Главная страница содержит сводную информацию об оценках. В состав этой колонки входит:

  1. число последних занятий, на которых ученик не получил оценку или балл;
  2. число оценок за текущий отчетный период;
  3. средний балл;
  4. число пропусков.

Данная информация дает возможность преподавателю быстро определить учащегося, которого нужно опросить на уроке. Также это является помощью при выставлении итоговой оценки, если у преподавателя возникает сомнение. Ведь здесь педагог видит выведенный системой средний балл.

Электронный журнал эффективен при мониторинге и анализе образовательных результатов обучающихся. С помощью данной технологии можно удобно и быстро подготовить любую отчетную документацию. Программа позволяет формировать различные отчеты, включая отчет по успеваемости: по классам, по предметам, по параллелям; отчеты по движению контингента.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают значительное повышение качества образования за счет автоматизированных способов обработки и получения данных. Снижают трудовые затраты на работу с отчетной документацией. Сокращают временные затраты на принятие управленческих решений по результатам мониторинга учебных достижений обучающихся и в конечном итоге повышают информационную культуру менеджмента образовательной организации.

Список литературы

  1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 (документ опубликован) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  2. Кадры и образование в цифровой экономике России [Электронный ресурс] // Портал Tadviser // Режим доступа: http://www.tadviser.ru/a/399707.
  3. Цифровая грамотность российских педагогов [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf.
  4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения — Введ. 2009-12-15.— Переизд. 2018 М.: Изд-во Стандартинформ, 2018.
  5. Шабаршина К. В., Любимова Е. М. Электронная форма учебника-основа цифровизации школы //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 5-1 (33).
  6. Чуйко О. И., Ешенко Р. А. Электронный журнал: анализ применения в школах и перспективы внедрения в вузах //Международный академический вестник. – 2014. – №. 6. – С. 27-31.
  7. Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»[Электронный ресурс] //Режим доступа: https://dnevnik.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail