gototopgototop

УДК 37.013; 37.013.32

Методы обучения иностранному языку с использованием веб-приложения

Зимин Илья Шарапутдинович – магистр Института международного образования Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: Объектом исследования данной работы являются интерактивные методы обучения иностранному языку, применяемые в образовательном процессе. В рамках модернизации системы образования активно расширяется спектр используемых информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем применение компьютерных и мобильных веб-приложений становится одним из главных ресурсов для формирования коммуникативных навыков обучающихся.

С целью определения эффективности использования веб-приложения было проведено сравнение исходных и окончательных результатов группы студентов, обучающихся по стандартной методике, и экспериментальной группы, обучающейся с использованием разработанного веб-приложения Banana. Результаты тестирования отразили положительную динамику использования приложения на протяжении всего процесса обучения, чем и была подтверждена эффективность использования интерактивных методов обучения иностранному (английскому) языку.

Ключевые слова: обучение, интерактивные методы, иностранный язык, веб-приложение.

Современные тенденции развития мирового образовательного процесса включают использование в процессе обучения новых образовательных технологий. Создание образовательных концепций приводит к применению интерактивных методов обучения, отвечающих следующим требованиям [3]:

  • повышение эффективности и качества обучения;
  • обеспечение мотивации к самостоятельной образовательной деятельности;
  • развитие междисциплинарных связей.

Концепция взаимодействия заимствована из социологии, где под интерактивом понимаются специальными устройства или средства, обеспечивающие непрерывное взаимодействие пользователя с персональным компьютером в форме диалога. При использовании концепции взаимодействия обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, а опыт служит основным источником познания. При этом учитель является проводником и побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.

В современных методах обучения выделяют следующие модели:

  • пассивная модель, при которой обучающийся выступает объектом обучения;
  • активная модель, при которой обучающийся выступает субъектом обучения, при этом широкое распространение получают самостоятельная работа, творческие задания и активное взаимодействие с преподавателем [1];
  • интерактивная модель, при которой обучающийся взаимодействует не только с преподавателем, но и с другими участниками образовательного процесса.

Модели пассивного, активного и интерактивного обучения представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Модели пассивного (а), активного (б) и интерактивного (в) обучения.

Применение интерактивного подхода к обучению в процессе непосредственного общения субъектов образовательного процесса получило широкое распространение после утверждения ФГОС-3 [4]. Реализуя все принципы активного обучения, интерактивный подход делает упор на коммуникации, общении, концентрируясь на двух принципах – диалогического общения и совместной деятельности.

Суть интерактивных методов обучения состоит в сосредоточении внимания на мобилизации познавательных стремлений обучающихся, пробуждении самостоятельного интереса к познанию, а также развитии способности концентрации на творческом процессе. К обязательным условиям организации интерактивного обучения относятся:

  • доверие между преподавателем и обучающимися;
  • сотрудничество в процессе общения преподавателя и обучающихся;
  • опора на личный опыт обучающихся;
  • многообразие форм и способов передачи информации, форм деятельности обучающихся, их мобильности;
  • включение взаимной мотивации обучающихся [2].

В связи с развитием информационных технологий и возможностей глобальной сети Интернет, термин «Интерактивное обучение» чаще используется в сфере дистанционного обучения, при котором все участники образовательного процеса имеют возмодность присоединиться к обучению в форме интерактивного диалога, письменного или устного, в режиме реального времени.

В настоящее время понятие «Интерактивное обучение» в педагогике – это метод обучения, который осуществляется в формах совместной деятельности. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и собственное поведение, погружаются в атмосферу делового сотрудничества для решения проблем. Таким образом, в процессе обучения создается среда [5], характеризуемая взаиодействием участников, равенством их аргументов, а также возможностью взаимного контроля и оценки.

Целями интерактивного метода обучения являются:

  • повышение эффективности учебного процесса, достижение высоких результатов;
  • усилению мотивации к изучению дисциплины (иностранного языка);
  • формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
  • развитие аналитических способностей и рефлексивных проявлений;
  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
  • снижение доли аудиторной нагрузки и повышение объема самостоятельной работы обучающихся.

В связи с изменениями, которые претерпевает система современного образования, возникает необходимость создания новых технологий обучения с целью повышения уровня эффективности изучения материала. В соответствии с разработанной в рамках исследования интерактивной технологией обучения английскому языку учеников начальной, средней и старшей ступеней общего образования, веб-приложение Banana используется как дополнение к классическому обучению с целью увеличения словарного запаса и развития коммуникативной компетенции обучающихся. Разработанная технология состоит из 8 этапов:

  1. первичное знакомство с интерфейсом приложения Banana;
  2. регистрация и создание персонального аккаунта в приложении;
  3. вводное слово преподавателя перед изучением нового раздела;
  4. самостоятельное изучение слов раздела обучающимися;
  5. циклическое повторение изученных ранее слов с использованием мобильного приложения;
  6. обсуждение самостоятельно изученного материала с участниками образовательного процесса;
  7. оценка качества усвоения изученного материала;
  8. подведение итогов раздела.

Первый этап разработанной технологии – знакомство с интерфейсом сервиса Banana – необходим как для студентов, которые не знакомы с приложениями для изучения слов, так и для тех студентов, которые их активно используют. На данном этапе необходимо предоставить обучающимся информацию о возможностях, структуре, условиях использования и ограничениях, представленных в приложении Banana. Далее преподаватель должен сфокусировать внимание обучающихся на процессе регистрации, выборе имени пользователя и возможности использования приложения за пределами учебной аудитории. Процесс ознакомления с приложением не занимает много времени и необходим во избежание недоразумений и возможных сложностей при использовании Banana. Обучающимся рекомендовано продемонстрировать необходимые шаги, а также остановиться на заранее созданном аккаунте преподавателя.

Второй этап технологии предполагает массовую регистрацию участников образовательного процесса в приложении Banana. После завершения регистрации преподаватель контролирует корректность работы приложения у каждого обучающего и, в случае необходимости, незамедлительно оказывает помощь. Личный кабинет обучающегося представлен на рисунке 2.

На третьем этапе преподаватель объясняет обучающимся задачу на текущую неделю. Каждая неделя обучения посвящена определенной теме, на каждом уроке которой обучающиеся изучают грамматические структуры и лексические единицы. В начале каждой недели преподаватель объявляет тему и предоставляет доступ к модулю в системе Banana (рисунок 3).

2

Рисунок 2. Интерфейс личного кабинета пользователя.

3

Рисунок 3. Интерфейс управления заданиями преподавателя.

Четвертый этап предполагает непосредственное развитие словарного запаса обучающихся. После того, как преподаватель озвучил тему, обучающимся предоставляется доступ к соответствующей теме в приложении. Данный этап направлен на закрепление пройденного материала, изучение новых слов и экономию времени обучающихся.

Следующий шаг – циклическое повторение изученных ранее слов, для реализации которого приложение Banana отображает список слов, добавленных ранее преподавателем, с возможностью выбора интервала повторения в зависимости от качества усвоения нового слова. Соответствующий интерфейс представлен на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Интерфейс самостоятельного изучения слов.

Шестой этап разработанной технологии ориентирован на развитие у обучающихся навыков ведения дискуссии, аргументации и критического мышления. На данном этапе учащиеся концентрируются на прочтении статей с целью ознакомления с проблемным вопросом, затронутым преподавателем или другим участником процесса. После прочтения статей обучающиеся переходят к обсуждению проблемы, затронутой в тесте. При этом, обучающиеся должны не только соглашаться с точкой зрения автора, но и приводить аргументу в защиту своего мнения. На данном этапе точки зрения студентов могут быть различны, поэтому учителю рекомендуется выступать в роли посредника и контролировать обсуждение, чтобы не допустить использования участниками неверных утверждений. Особенно важно использование изученных в рамках раздела слов во время выступления и аргументации своей точки зрения.

Следующий этап разработанной технологии предполагает подведение итогов и оценку работы каждого обучающегося в соответствии с разработанными критериями оценки. Баллы для оценки успеваемости включают участие, взаимодействие и использование грамматических структур и лексических единиц, изученных в классе.

Результаты создания и тестирования разработанной технологии интерактивного обучения включают значительное расширение словарного запаса обучающихся, повышения степени правильности использования грамматических конструкций, а также преодоление языкового барьера при ведении диалога. Вышеперечисленное подтверждает факт разработки научно обоснованной и экспериментально проверенной интерактивной технологии для обучения учащихся начальной, средней и старшей ступеней общего образования иностранным языкам с использованием веб-приложения Banana.

Список литературы

  1. Арутюнов Ю. С., Борисова Н. В., Колесниченко С. Г. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. – 1983. – С. 11-15.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Москва – АРКТИ, 2000.
  3. Донецкая О. И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам. – 2009.
  4. Мишин И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. – 2018. – №. 4.
  5. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии. – 2017.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail