Особенности развития технических навыков музыканта-духовика для воплощения художественных намерений в процессе игры

Муединов Дилявер Меметович – кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой Музыкально-инструментального искусства Крымского инженерно педагогического университета им. Февзи Якубова.

Аннотация: В данной статье обосновывается, что работа над инструктивным материалом является важной составляющей развития техники владения духовым инструментом и является «фундаментом» для развития молодого музыканта. Авторы аргументируют, что в формировании исполнительского мастерства музыкантов-духовиков, работа над гаммами и арпеджио играет важную роль и способствует развитию технических навыков для воплощения художественных намерений в процессе игры.

Ключевые слова: медные духовые инструменты, технические навыки, исполнительское мастерство, гамма, арпеджио.

Художественные и технические основы исполнения музыкантом-духовиком музыкальных произведений -это фундамент профессионального мастерства, как индивидуального проявления личности исполнителя, которую следует рассматривать в совокупности ряда синергирующих признаков, в число которых входят: «моторика», «интонационная выразительность», «художественная интерпретация», «импровизация», «артистизм». Не претендуя на исчерпывающее освещение этих признаков, следует сконцентрировать внимание на тех из них, которые играют особо важную роль в профессиональной деятельности музыканта - духовика. Музыкант-духовик должен ясно осознавать характер динамичных и алогических модуляций, правильность применения филировки звука. Аналогично он обязан подходить и к внятной интерпретации инструментальных каденций, содержащие, как правило, те или иные технические трудности, которые обнаруживают, во многих случаях, технические возможности и уровень исполнительского мастерства [5].

По нашему мнению, работа над инструктивным материалом является важной составляющей развития техники владения инструментом. Она является «фундаментом» для развития молодого музыканта. Многолетняя музыкальная практика подтверждает, что в формировании исполнительского мастерства музыкантов работа над гаммами и арпеджио играет более важную роль. Собственно, гаммы и арпеджио выступают проверенным средством развития многих аспектов исполнительской техники для воплощения художественных намерений в процессе игры. Для исполнителей на духовых инструментах, систематическая работа над гаммами и арпеджио полезна во многих отношениях, потому что она дает возможность:

  • развить правильную координацию движений пальцев с действиями губ, языка и дыхание;
  • добиться ровности звучания различных регистров инструмента;
  • развить навыки чистого интонирования;
  • овладеть ритмичностью исполнения;
  • приобрести верные аппликатурные навыки;
  • овладеть различными типами инструментальной фактуры.

Только овладение этими ценными исполнительскими навыками будет способствовать достижению профессионализма и мастерства музыканта.

В аспекте темы данной работы мы предлагаем отдельно выделить особо ценный практически аспект, который мы раскроем далее - игра гамм, которая во всем ритмичном многообразии не является самоцелью, а обязательным стандартом занятий на медно-духовых инструментах - студент акцентирует своё внимание в основном на нужных ему на данном этапе и в данном случае ритмических вариантах. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы во время выполнения гамм переходы от звука к звуку были безупречными с любыми штрихами.

Особую роль играет музыкальность исполнения гамм, которая нуждается в разнообразной нюансировке: форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др. На начальном этапе больше внимания надо уделять упражнениям на длинные звуки, потому что они в наибольшей степени способствуют укреплению амбушюра и развитию хорошего качественного звука на инструменте. Рекомендуется также выполнять различные интервалы по степеням исполняемой гаммы от терций к септимам вверх и вниз без повторения тоники или максимально высокой ноты наверху в разнообразной динамике [2].

Весь комплекс занятий над гаммами и упражнениями строго определен в темповом отношении. Скорость выполнения гамм последовательно возрастает от курса к курсу и должна быть согласована со степенью их усвоения, что и является основой развития технических навыков музыканта-духовика для воплощения художественных намерений в процессе игры.

Изучение гамм и арпеджио, работа над их совершенствованием в процессе выполнения требует систематического подхода, начиная с самого первого года обучения. К этому относится обязательное знание теоретического принципа построения мажорных, минорных гамм и арпеджио, а также на старших курсах -ладов народной музыки. Изучение гам начинается с изучения кварто-квинтового круга с постепенным добавлением знаков возле ключа по степени увеличения их количества, при этом большое значение придается темпу выполнения (его скорость не должна влиять на качество и ровность исполнения).

Первое, что требует особого внимания в контексте развития технических навыков музыканта-духовика для воплощения художественных намерений в процессе игры, -это ровность и полнота звучания всего диапазона вместе с грамотной координацией амбушюра, атаки и аппликатуры во время сочетания звуков. Умеренный темп позволяет самостоятельно проанализировать качество каждого звука (его недостатки и «шероховатость»). Достигнув качественного исполнения, темп предстоит увеличить до максимально возможного. При этом динамика звука также варьирует в процессе работы от фортиссимо до пианиссимо, но во время выполнения крещендо и диминуэндо надо очень внимательно относиться к отличию звучания инструмента в различных регистрах, что позволит решить задачу укрепления амбушюра и овладение звуком, что сделает его тембр насыщеннее [1].

Начинать выполнение гамм следует с дуолий, хоть существуют разные методики: от триолей до секстолей, однако только дуоли дают возможность самоанализу игры. Лишь после того можно приступать к движению триолями, квартолями, где подчеркивание сильных долей исключается, потому что благодаря дуольному выполнению развивается внутреннее чувство равенства исполнение гаммы.

В практике исполнения гаммы используются в основном диатонические,

которые строятся на степенях диатонического строя. К ним относятся мажорные и минорные, делящиеся на натуральные, гармоничные и мелодичные [5].

Следующий этап работы над гаммами-выполнение арпеджио тонического трезвучия во всех гаммах, малого с мажором септаккорда, малого с минором септаккорда только в мажорных гаммах, уменьшенного септаккорда только в минорных. Септаккорды и тонический трезвучие нужно выполнять в прямом виде и ломаном по четыре (или квартолями). Однако следует знать о существующем различии в конструкционных особенностях духовых инструментов, влияющих на различные методики выполнения арпеджио [3].

В работе над гаммами главной практической особенностью рационального использования гамм и арпеджио следует считать умелое использование штрихов, что развивает саму технику исполнения и соединения звуков, а вместе с правильной аппликатурой обеспечивает исполнителю возможность овладения техническими трудностями и достижение чистоты интонирования в процессе игры.

Достигнув конкретных результатов в освоении основных штрихов во время исполнения гамм, таких как деташе, стаккато, легато, нужно переходить к освоению комбинаций различных сочетаний [2].

Таким образом, составляется определенная система исполнения гамм:

- мажорная, минорная -гармонический и мелодический вид. В восходящем направлении от тоники до максимально возможного удобного звука лада вверху с последующим движением вниз без повторения верхнего звука и тоники при повторении движений с фиксацией выдержанной тоники: первое исполнение -штрих деташе; второе исполнение -штрих легато; терции по ступенях гаммы; выполнение без повторения верхней ноты во время движения вверх с фиксацией тоники во время движения вниз: первое исполнение -штрих деташе; второе исполнение -штрих легато, дубль терции; исполнение терций с удвоением каждой в той же последовательности, в штрихах [4].

Для достижения большей координации техники пальцев при игре на духовых инструментах следует самостоятельно выполнять терции по четыре, шесть и восемь раз каждую, от каждой ноты гаммы в восходящем и нисходящем движении.

Изучение гам и арпеджио, а также подробная работа над ними должна быть ежедневной в строго ритмической и схематической последовательности с выполнением различных штрихов и нюансов. С этого должен начинаться «трудовой день» духовика, что в свою очередь приносит большую пользу и способствует формированию исполнительского мастерства.

После того, как ученик закончил работать над гаммой, можно переходить к следующему этапу -работе над этюдом (А. Перье, Р. Гофмана, К. Розе, Г. Клозе и др.). Этюды создаются для развития определенного вида техники. Одни этюды созданы для развития техники пальцев, другие для развития дыхания. Возможны также комбинированные этюды с такой формой построения: медленная часть, быстрая, медленная; или быстрая, медленная, быстрая.

Перед тем, как начинать выполнять этюд, его нужно проанализировать. Прежде всего определить темп и тональность. Затем нужно обратить внимание на встречные знаки и определить их назначение. Не менее важным, перед выполнением, является определение штрихов. После этого можно приступать к игре этюда. Если в этюде стоит быстрый темп, то не нужно «гнаться» за темпом. Нужно начать выполнять этюд в удобном темпе, но с четким соблюдением штрихов. Когда студент сможет свободно выполнять данный музыкальный материал, с соблюдением написанных штрихов, то можно переходить к выполнению в темпе, который написан автором [5].

Ученик должен каждый день выполнять разнообразные этюды как в быстрых темпах, так и в медленных. Уместным будет, если каждый день выполнять 1-2 этюда в быстром и медленном темпе.

Выводы

  1. Работа над инструктивным материалом является важной составляющей развития техники владения инструментом. Она является «фундаментом» для развития молодого музыканта. Многолетняя музыкальная практика подтверждает, что в формировании исполнительского мастерства музыкантов работа над гаммами и арпеджио играет более важную роль.
  2. Весь комплекс занятий над гаммами и упражнениями строго определен в темповом отношении. Скорость выполнения гамм последовательно возрастает от курса к курсу и должна быть согласована со степенью их усвоения, что и является основой развития технических навыков музыканта-духовика для воплощения художественных намерений в процессе игры.
  3. Требует особого внимания в контексте развития технических навыков музыканта-духовика для воплощения художественных намерений в процессе игры ровность и полнота звучания всего диапазона вместе с грамотной координацией амбушюра, атаки и аппликатуры во время сочетания звуков.
  4. Изучение гам и арпеджио, а также подробная работа над ними должна быть ежедневной в строго ритмической и схематической последовательности с выполнением различных штрихов и нюансов. С этого должен начинаться «трудовой день» духовика, что в свою очередь приносит большую пользу и способствует формированию исполнительского мастерства.
  5. После того, как ученик закончил работать над гаммой, можно переходить к следующему этапу -работе над этюдом. Одни этюды созданы для развития техники пальцев, другие для развития дыхания. Возможны также комбинированные этюды.

Список литературы

  1. Анисимов М.В. Исполнительская техника музыканта-духовика: к определению понятия //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№. 5 (61).
  2. Лукичева Н.А. Духовое исполнительство: проблемы исполнительской техники //Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. -2013. -С. 268-272.
  3. Муединов Д.М. Мультифонная техника звукообразования на духовых инструментах: аспекты история и современные поиски новой тембрики //Вестник музыкальной науки. -2019. -№. 1 (23).
  4. Пицевич Г.Н., Шершакова М. В. Проблема формирования игрового аппарата у исполнителей на духовых инструментах //Искусство, культура, образование: методология, теория, практика. -2018. -С. 17-19.
  5. Сычугов А.М. «Художественная техника» в теории исполнительства на духовых инструментах: искусствоведческий аспект //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2015. -№. 2 (64).

Интересная статья? Поделись ей с другими: