УДК 37.013
Лаптева Софья Тимуровна – бакалавр Дальневосточного федерального университета.
Аннотация: Важность развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Диагностика уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Ключевые слова: Самостоятельная музыкальная деятельность, критерии, уровни, показатели, развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
На современном этапе развития общества особую значимость приобретают такие качества личности, как самостоятельность, активность и творчество. Именно в дошкольном возрасте закладывается развитие данных качеств личности. Музыка благотворно влияет на всестороннее развитие детей, на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание и восприятие. С ее помощью ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, также музыка побуждает его к творчеству и чем раньше он сможет «творить», тем быстрее ребенок будет способен к самовыражению и самостоятельным действиям [3].
Согласно Е.В. Пономаревой, самостоятельная музыкальная деятельность заключается в том, что дети в свободное от занятий время по своей инициативе поют, играют на детских музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски и танцы, могут сами организовать музыкальные игры [2].
Ход диагностики. Исходя из того, что мотивом у детей к самостоятельной деятельности любого вида является интерес к этому виду деятельности или ее предмету. Следовательно, наличие интереса может являться и одним из критериев оценки уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности. Опираясь на определение самостоятельной музыкальной деятельности, мы выделили и другие критерии: проявление инициативы к занятию музыкой; стремление к выполнению заданий без посторонней помощи.
По этим критериям мы определили уровни и показатели развития самостоятельной музыкальной деятельности:
Высокий уровень - Ребенок с интересом играет в музыкальном уголке группы, задает вопросы (о композиторах, инструментах и др.), увлеченно рассказывает о музыкальных событиях в своей жизни, любимой музыке, занимается музыкой дома.
Средний уровень - Ребенок занимается в музыкальном уголке группы по предложению воспитателя или других детей; участвует в обсуждении музыкальных событий в ДОУ, участвует в музыкальных играх.
Низкий уровень - Не проявляет интерес к музыкальной деятельности, пассивен при занятиях музыкой на досуге, не подходит к музыкальному уголку, не поет, не танцует самостоятельно, редко / участвует в концертах, играх.
Высокий уровень - Самостоятельно поет, танцует, предлагает поиграть в музыкальные игры, послушать музыку или организовать концерт в группе, самостоятельно выбирает себе занятие в музыкальном уголке, выбирает себе роли в музыкальных этюдах.
Средний уровень - Иногда проявляет инициативу при выборе ролей для музыкальных игр и этюдов.
Низкий уровень - Не проявляет инициативу в музыкальной деятельности.
Высокий уровень - Получив задание от педагога, старается его выполнить самостоятельно.
Средний уровень - Получив задание от педагога, выполняет его неуверенно, обращается к педагогу за помощью, смотрит на других детей.
Низкий уровень - С заданиями педагога не может справиться самостоятельно / копирует других.
Дошкольнику предлагается ответить на ряд следующих вопросов:
- Ты знаешь, что такое музыка?
- Любишь ли Ты слушать музыку?
- Любишь ли Ты петь и танцевать?
- Что Тебе больше нравится - петь или танцевать?
- Скажи, какая твоя самая любимая песня? А танец?
- Дома Вы поете вместе с мамой, папой, бабушкой и дедушкой? Вы танцуете с мамой и папой?
- Как еще можно «делать» музыку?
- Чем больше всего Ты любишь заниматься на музыкальных занятиях?
- Бывал(а) ли Ты в своей жизни в театре, на балете?
- Скажи, пожалуйста, а что такое балет? Тебе нравится балет?
- По твоему мнению, для чего людям нужна музыка и зачем придумали танец?
Итак, мы определи критерии и уровни диагностики самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Список литературы