УДК 159.9

Применение игровых методов при работе с детьми с детским церебральным параличом

Осьмакова Надежда Владимировна – магистрант Тольяттинского государственного университета; педагог-психолог ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда».

Научный руководитель Бергис Татьяна Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент Тольяттинского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются возможности игровых методов при работе психолога с детьми с ДЦП, направления их применения, эффективноть использования компьютерных игр при работе с данной категорией детей.

Ключевые слова: Детский церебральный паралич, игра, психокоррекция, игровые методы, компьютерные игры.

Игра - одно из самых интересных явлений в жизни человека. Она часто рассматривается как развлечение, не приносящее пользы, но одновременно с этим очень необходимое для каждого из нас. Тем самым и в научной мысли образовалось множество теорий относительно природы игры [9, с. 485]. Свое видение этого вопроса, начиная еще с 19 века, высказывали многие зарубежные ученые, такие как В. Вундт, Дж. Селли, Г. Спенсер, Ф. Шиллер, К. Гроос, Р. Холл, В. Штерн, Дж. Дьюи., К. Бюллер, К. Коффка, Ж. Пиаже, П. Жане, Ж. Бойтендайк и многие другие. Как диагностическое средство и терапевтическое средство игру стали рассматривать после работ З.Фрейда. Далее в 30-тых годах XX века последовали разработки А.Фрейд, В. Акслайна, М. Клейна в области игровой терапии [7, с. 7-14]. А в 50-ых годах – К. Роджерса, Г.Лэндрета, К. Мустакаса и других [3, с. 29].

Среди отечественных психологов, которые излагали в разные годы свои взгляды на тему игры, были Л. С. Выготский, А. И. Сикорский, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н. Д. Виноградов, А. В. Запорожец, М.Я Басов, Г.В. Плеханов и другие [7, с. 14-19]. В нашей стране игровой терапией к концу XX века особенный интерес проявился в работах А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и других [3, с. 29].

О значении игры в развитии различных сфер ребенка высказывались и проводили исследования многие ученые. Д.Б. Эльконин в своих работах большее внимание уделял развивающей функции игры относительно мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения. Последнее в своих работах отметил и З.В. Мануйленко. О влиянии игры на развитие воображение высказывались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова и другие. В своих исследованиях Т.В. Ендовицкая выявила улучшение сенсорных процессов на фоне игровой деятельности. З.М. Богуславской удалось проследить переход на более высокий уровень обобщения, абстракции. Также она высказывалась о позитивном влиянии игры на формирование познавательных навыков и умений. Игру как эффективное условие для развития произвольной памяти показала в своих работах З.М. Истомина. Как о важнейшей предпосылке интеллектуального развития - познавательной и эмоциональной «децентрации» ребенка – об игре высказывалась В.А. Недоспасова в своем исследовании. Значение игры для моторного развития дошкольника отмечал А.В. Запорожец [7, с. 24-29].

Таким образом, исследования отечественных ученых демонстрируют эффективность игры как средства умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей [7, с. 30-31].

Особая категория детей - дети с детским церебральным параличом, ввиду своих особенностей, предполагает особые условия в отношении применяемых методов психокоррекции. Ввиду низкой познавательной активности, высокой степени истощаемости психических процессов, низкой мотивированности к деятельности [6, с. 25-27] игровые методы приобрели особое значение в процессе решения вопросов развития познавательной сферы. Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук разделяют нарушения в этой области у детей с ДЦП при ЗПР на 3 блока: мотивационный, операционно-регуляторный, блок контроля. Эффективными приемами для работы с нарушениями первого и третьего блока авторы считают создание игровых ситуаций, дидактические и развивающие игры, в том числе на внимание, память, наблюдательность [10, с. 160-161]. Также относительно коррекции эмоциональных проблем детей с параличом игровые методы показали свою эффективность. Сюжетно-ролевые игры рекомендованы в случаях выраженных межличностных конфликтов и нарушений поведения, при работе с самооценкой ребенка. Игры-драматизации используют для коррекции эмоционального дискомфорта, негативных характерологических проявлений. Условиями применения направленных форм игротерапии для данных детей является учет интеллектуальных и физических возможностей, способность ребенка войти в роль, примерить на себя образ [10, с. 165-167].

В своих работах Н.В. Симонова предлагает методики диагностики эмоциональной сферы ребенка и разработки на основе игровых приемов по развитию сохранных функций. Далее, опираясь на них, предполагалась работа над становлением познавательной деятельности [8, с. 71].

Ассоциация «Child Life Therapists Australia» также считает игру высоко эффективным дополнительным методом лечения эмоциональных расстройств, которые могут возникнуть у ребенка с диагностированными неврологическими, физиологическими или органическими нарушениями [11, с. 99].

Игровые методы используют в рекреационной программе в зарубежных комплексных программах по реабилитации таких детей. Здесь ставиться целью наполнение жизни детей с инвалидностью новыми ощущениями, опытом, улучшение социальных навыков [6, с. 88].

В нашей стране на современном этапе для таких детей дошкольного возраста развивается сеть лекотек (в переводе со шведского – «коллекция игрушек») на базе обычных детских садов. Игротерапия используется здесь как один из эффективных методов коррекции. Индивидуально-ориентированные программы, составленные на консилиумах различных специалистов, направлены на развитие эмоциональной, двигательной, коммуникативной сфер. Важным на занятиях является стимуляция двигательной активности, получению радости от нее, уверенности в своих силах. Этому способствует использование специализированного оборудования, позволяющего обеспечить необходимую стабильность (без ограничения моторного развития), и двигательного режима [5, с. 44-45].

В.Г. Павленко считает самой приемлемой формой работы в отношении физического развития подвижные и малоподвижные игры. Игры позволяют детям забыть о своих дефектах. При этом они воздействуют на психофизическое и эмоциональное состояние за счет разнообразия возможных игровых движений [2, с. 399].

Для формирования и улучшения функциональных возможностей детей с ДЦП, улучшения равновесия, контроля за действиями в Международной клинике восстановительного лечения разработаны специализированные компьютерные игры. Они входят в состав комплексной системы лечения по методу Козявкина. Специалисты клиники отмечают увеличение мотивации пациентов, возможность индивидуального подбора игр, темпа для каждого пациенты [4, с. 152-153].

Настольные и компьютерные игры в своем исследовании по развитию пространственных функций у детей с ДЦП использовали и Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева. На пилотажном этапе применялись лишь компьютерные игры. У детей была выявлена позитивная динамика, но от детей потребовался стартовый уровень для освоения данных игр. Поэтому в разработку основного этапа исследования было заложено наличие подготовительных игр, после чего подключались компьютерные. Проведенный статистический анализ подтвердил эффективность проведенных занятий. О положительном эффекте на учебные успехи у экспериментальной группы высказывались родители, педагогический персонал и др. [1, с. 240-250].

Об усилении положительного эффекта от двигательных тренировок в сочетании с компьютерными играми и необходимости дальнейших исследований в области их применения, в том числе и в отношении когнитивного развития, для детей с ДЦП высказалась в своем систематическом обзоре эффективности мероприятий по профилактике и лечению детей с церебральным параличом И. Новак с соавторами [12, с. 8-11].

 Более детально рассмотрены и проанализированы последние исследования об эффективности, условиях применения и перспективности дальнейшего изучения использования компьютерных игр для данной категории детей в обзоре С. Лопес с соавторами. Они отмечают положительный эффект от возможности получения полезного и увлекательного опыта, которым можно поделиться с другими игроками в виде очков, рейтинга и др. (E. A. Boyle с соавторами, 2012). Интерактивный характер игр предоставляет конструктивные, ситуативные и основанные на опыте возможности обучения каким-либо навыкам (K. Squire, 2008; T. Hainey с соавторами, 2011; C. Girard с соавторами, 2012). По этим причинам игры использовались как способ привлечения пациентов с ЦП в их программы реабилитации (S.Tatla с соавторами, 2013; H. Lawrence с соавторами, 2016; T. Cooper и J. M. Williams, 2017; D. K. Ravi с соавторами, 2017 и др.). Основываясь на данных исследований об улучшении внимания, памяти, общей производительности исполнительских функций в результате игр в видеоигры (W.R. Bootс соавторами, 2008; L. S. Colzato с соавторами, 2012), авторы предполагают потенциал в использовании таких игр и для детей с ДЦП, что требует дальнейших исследований [13, с. 2].

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
  2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: «Дидактика Плюс», 2003. - 520 с.
  3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
  4. Козявкин В.И. Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации — Метод Козявкина. Пособие реабилитолога. - Львов: «Дизайн-студия «Папуга», 2012. - 240с.
  5. Лазарева О.Р. Я люблю играть с друзьями // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. - - №3. - С. 44-49.
  6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2001. - 192 с.
  7. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. - М.: Владос, 2013. - 149 с.
  8. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М.: «Медицина», 1979. - 120с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство Питер, 2002. - 720 с.
  10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб: «Дидактика Плюс», 2001. - 272 с.
  11. Management Of Cerebral Palsy In Children: A Guide For Allied Health Professionals. URL: health.nsw.gov.au (дата обращения: 18.05.2020).
  12. Novak, I., Morgan, C., Fahey, M. et al.State of the Evidence Traffic Lights 2019: Systematic Review of Interventions for Preventing and Treating Children with Cerebral Palsy. Curr Neurol Neurosci Rep 20, 3 (2020). URL: https://doi.org/10.1007/s11910-020-1022-z / (дата обращения: 05.06.2020).
  13. Lopes S, Magalhães P, Pereira A, Martins J, Magalhães C, Chaleta E and Rosário P (2018) Games Used With Serious Purposes: A Systematic Review of Interventions in Patients With Cerebral Palsy. Psychol.9:1712. URL: https://doi: 10.3389/fpsyg.2018.01712 / (дата обращения: 29.04.2020).