УДК 004
Романова Юлия Сергеевна – бакалавр Северного (Арктического) федерального университета; специалист по УМР Северного государственного медицинского университета.
Аннотация: Цель статьи обозначить группы проблем и варианты решений в организации образовательного процесса в условиях пандемии.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, ИТ-компетентность, пандемия, практическая подготовка.
Переход на дистанционное обучение с началом пандемии COVID-19 оказался вынужденным для всей системы образования в целом. Эта проблема коснулась в первую очередь ВУЗов, где традиционно основой обучения является практическая составляющая. Кроме того можно выделить четыре группы проблем, с которыми столкнулись коллективы образовательных учреждений медицинского профиля. Рассмотрим их более конкретно.
Во-первых, ограничен или полностью исключен доступ обучающихся в клиники. Практикой осязательного характера для обучающихся в данной ситуации может послужить мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр. А так же возможность подготовки с использованием виртуальных симуляторов.
Во-вторых, не все преподаватели владеют навыками, необходимыми для обеспечения слаженной работы в условиях дистанционного обучения. Проблема многослойна. С одной стороны преподаватели сталкиваются с техническими проблемами (как управлять материалами, как работать с электронными журналами и прочее), с другой стороны, многие преподаватели не задумываются о так называемом «педагогическим дизайне» своих курсов. Таким образом, электронные курсы оказываются перегруженными информацией с одной стороны и совершенно не информативны с другой.
Создание виртуального цифрового методического кабинета сможет послужить решением образовательных проблем.
В-третьих, студенты оказались не готовы к масштабной удаленной работе. Образование полностью ушло в электронные системы. При большом количестве гаджетов, техника не всегда приспособлена для работы конкретных платформ. Способы обучения, с которыми студенты столкнулись впервые, вынуждают осваивать новые устройства и программное обеспечение.
Решением может стать техническая поддержка студентов. Использование социальных сетей, систем мгновенного обмена текстовыми сообщениями и других платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи, формирование пула цифровых тьюторов. Среди них могут быть студенты и сотрудники, обладающие необходимой компетенцией.
В-четвертых, проблемой можно назвать слабое техническое обеспечение в ВУЗе. Инфраструктурная неподготовленность к массовому дистанционному обучению. Компьютерная техника и условия организации обучения оказались не рассчитаны на ситуацию с тотальной удаленностью.
Для решения необходимо оптимизировать программы развития университета в направлении ресурсного развития. Здесь, главным образом, являются действия для устранения частных проблем. К таким можно отнести увеличение объема серверов, использование максимальных объемов связи и другие.
Организация дистанционного обучения в условиях незапланированной пандемии оказались внеочередной проверкой «устойчивости» системы обучения в направлении конкретного ВУЗа. Глобальными решениями явились:
Но главным фактором, на наш взгляд, является создание сильных команд внутри ВУЗа по онлайн образованию и в целом цифровизации образовательного учреждения.
Список литературы