УДК 159.9

Профессиональное самоопределение студентов и курсантов

Тарасова Анастасия Андреевна – магистр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В условиях динамично развивающегося общества, а также запроса на престижные и востребованные профессии рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов и курсантов, выбравших конкретное направление подготовки и поступивших в высшее учебное заведение. Успешность профессиональной карьеры и психологическое благополучие во многом зависит от степени сформированности профессионального самоопределения. В ситуации свершившегося профессионального выбора, основной целью студентов и курсантов становится непосредственно проектирование профессионального развития и реализации своих профессиональных планов и намерений.

Ключевые слова: Самоопределение, профессия, становление, студенты, курсанты.

Профессиональное самоопределение молодых людей, уже совершивших свой профессиональный выбор, зачастую рассматривается как процесс их интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Поскольку самоопределение проявляется через наблюдаемые эффекты социализации и адаптации, особый интерес приобретают проблемы социальной идентичности и адаптационной готовности личности. Социализация, будучи процессом активного воспроизводства усвоенных нормативных моделей социального поведения, представляет собой механизм реализации личности в различных сферах социальных практик, одной из которых является постижение и освоение молодым человеком профессиональной деятельности, ее личностной и общественной значимости.

Анализ теоретических аспектов проблемы самоопределения приводится в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и многих других.

С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев рассматривали самоопределение с позиций исследования жизненного пути человека. В частности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что самоопределение необходимо изучать в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром, поскольку отношение человека к себе, являющееся фундаментальным для понимания самоопределения, во многом зависит от системы отношений с другими людьми [4]. Л.И. Божович обращалась к самоопределению при изучении психологических закономерностей формирования личности школьников. Ее исследования показали, что самоопределение в данной возрастной группе служит - «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» [2, с.44]. Е.А. Климов и В.В. Чебышева занимались изучением профессионального самоопределения согласно представлениям о человеке, как субъекте профессиональной деятельности, вследствие чего ими были сформулированы некоторые положения руководства данным процессом.

Исследования самоопределения в отечественной психологии, как мы уже успели убедиться, ведутся, как правило, по двум направлениям. Первое - в русле исследований возрастных особенностей развития субъектов образовательного процесса. Данные работы нацелены на понимание процесса подготовки к выбору профессии и самого акта выбора. Однако стоит заметить, что выбор профессии не является единственно важным аспектом самоопределения, правильнее будет рассматривать его, как индикатор того, что профессиональное самоопределение не завершается, а переходит на новый уровень своего развития. В связи с чем возникает спрос на исследования качественного своеобразия его динамики в ситуации совершенного выбора профессионального пути и начала его реализации. Второе направление связано с процессом профессионального становления личности и реализуется путем исследований, в основе которых заложен личностно-деятельностный подход, учитывающий единство мотивационно-потребностной и учебно-профессиональной сфер, и собственно профессиональной деятельности.

Человек приобретает полноценные представления о своей профессии и своих возможностях, сначала участвуя в учебно-профессиональной, а после и в самой профессиональной деятельности. Процесс профессионального становления личности представляет с собой оптимальное сочетание содержательных, куда входит осознание личностью деятельности и социальной значимости своей профессии, интерес и потребность в самореализации, и адаптивных, состоящих из операционной стороны деятельности, заработной платы и т.д., мотивов.

Выбирая профессию, связанную с деятельностью в особых и экстремальных ситуациях и риском для здоровья и жизни, человек должен осознавать какими личностными качествами и ценностными установками ему необходимо обладать. Несоответствие имеющихся характеристик требуемым может привести как к скорому профессиональному выгоранию, так и профессиональным деструкциям и потери смысла и ценности своего профессионального пути.

Поскольку становление профессионала во многом зависит от понимания содержания и специфики деятельности, большую роль в самоопределении личности курсантов будет играть уровень сформированности ценностно-смысловой мотивации профессионального выбора и его осознанность, а также способность к решению задач в критических ситуациях, продиктованная субъективными и объективными факторами, и социально-психологические характеристики личности.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста/ Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 208 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. — В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972, с. 7—44.
  3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973.— 424 с.