Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Хочашева Эмине Наримановна – студентка Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В данной статье рассмотрен метод сказкотерапии и её влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, её эффективность и целесообразность использования. Проведен литературно сравнительный анализ исследований специалистов в данной области. 

Ключевые слова: Сказкотерапия, коррекция, дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время большое количество научно-исследовательских работ посвящены теме речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируется личность ребенка и закладывается основа самооценки, на это большое влияние оказывает речь. Данная тема является актуальной, так как сказка является основой повседневной жизни детей дошкольного возраста [3].

Сказка является художественным жанром литературы, и применяется в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи. Она, помогает совершенствоваться, развивать мыслительные процессы, обогащать словарный запас и формировать грамматический строй речи. Сказка позволяет расширять кругозор ребенка, формировать целостность представлений об окружающем мире, оказывать влияние на развитие познавательных процессов. Сказкотерапия помогает выявить проблемы развития речи детей дошкольного возраста, отношения к себе и скрытых мотивов поведения. Данная методика решает педагогические и психологические проблемы, способствует развитию наглядно-образного мышления, фонематического слуха, усовершенствованию вербальной коммуникации и умению устанавливать причинно-следственные связи [2].

Сказкотерапия может применяться методами прослушивания, театрализованной постановки, проигрыванием сюжета, сочинением рассказа, обсуждением героев сказки и сюжетной линии, решением конфликтных ситуаций.

Применяя на себе роль того или иного персонажа и его поступков, дошкольники учатся сопереживать, содействовать и радоваться удачам и огорчаться во время их поражения. Сказкотерапия влияет на развитие внимания, памяти и речи, а также изменяет отношение к окружающей действительности, мотивирует к активному межличностному общению детей [7].

Занимались изучением сказкотерапии такие ученные как В.П. Аникин, Н.Я. Большунова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Кабачек. В своих работах они рассматривали проблему нарушения речи, и влияние сказкотерапии на коррекцию, развитие речи и обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста [4].

Большинство современных родителей не придают значение чтению сказок, тем самым заменяя их на просмотр мультфильмов. При совместном прочтении сказок, ребенок имеет возможность фантазировать, и выдумывать персонажей, а не зависеть от готовых шаблонов, которые им предоставили.

Сказкотерапия в коррекции речи создаёт коммуникативную направленность на высказывание ребенка, тем самым происходит совершенствование слухового и моторного анализаторов, лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи.

Применение сказкотерапии на занятиях, позволяет нам создать благоприятную психологическую атмосферу, тем самым обогащая эмоции и чувства ребенка [8].

В каждой возрастной группе детей есть свои интересы: в младшем и среднем дошкольном возрасте детям нравятся сказки, где главными героями являются животные; в старшем и подготовительном дошкольном возрасте они предпочитают сказки, где героями являются принцы и принцессы, гномы и другие обитатели сказочного мира.

Сказкотерапия помогает выявить такие проблемы как: трудности в общении, чувство неполноценности, страхи, тревоги, и другие проблемы, связанные с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В результате чего, ребенок ощущает поддержку взрослых, в которой он нуждается [1].

Условиями эффективного применения сказкотерапии являются: диалоговые взаимоотношения ребенка с педагогами и родителями, его взаимодействия с детьми, и окружающим миром, насыщение игровой деятельности элементами сказки.

Выбор терапевтической сказки основывается на эмоциональной, нравственной содержательности. Сказка учит ребенка умению отличать добро и зло, следовать дорогой добра, не быть равнодушным к чужому горю, прививает честность, трудолюбие, доброжелательность, влияет на повышение самооценки [6].

Включение сказкотерапии в коррекционно-развивающую работу позволяет воспитать культуру речи дошкольников, а именно помогает ребенку грамотно строить высказывания, развивает фантазию. В первую очередь сказка является для ребенка, игрой, где не столь важен результат, сколько включение в сам процесс.

Через элементы сказкотерапии мы даем не только знания, умения и навыки, необходимые для воспитания и обучения, но и умения налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, активно взаимодействовать с ними, управлять своими эмоциональными состояниями, адекватно реагировать на ситуации, происходящие вокруг [5].

Все это является необходимыми условиями для успешного развития ребенка и его интеграции в общество. Применяя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями, научить находить выходы из различных жизненных ситуаций. Расширить его мировосприятие, и способы взаимодействия с окружающим миром.

Список литературы

  1. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51.
  2. Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание, №3, 2009. с49-64.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2008.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004.
  5. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71.
  6. Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001.
  8. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2010.-464с.