Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры»
Гребенюк Алла Владимировна – учитель начальных классов Панской школы-интерната.
Лапицкая Ирина Борисовна – учитель русского языка и литературы Панской школы-интерната.
Аннотация: В 1 классе общеобразовательной школы на уроках обучения грамоте учитель использует букварь или азбуку. Но чем наполнить духовный компонент воспитания школьников? Об этом творчески работающий учитель должен позаботиться самостоятельно. А именно, найти такой материал, который бы не только включал в себя православную культурную традицию, но и соответствовал бы возрастным особенностям и уровню чтения детей. Мы считаем, что православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» поможет учителям, родителям в деле формирования у детей нравственных ценностей, основанных на лучших традициях православия и краеведения.
Ключевые слова: Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры», духовно-нравственное воспитание, всестороннее личностное развитие ребенка.
В настоящее время перед российским обществом, педагогической наукой и практикой стоит острая проблема духовного развития личности, без которой невозможно решение актуальных и важных государственных задач.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» указывает, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Актуальность православно-краеведческой азбуки «Дорогою добра и веры» определяется существующими в современном обществе проблемами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Содержание методической разработки основывается на краеведческом материале; изучение его интегрировано в предмет «Литературное чтение» и адресовано учащимся 1 класса. Это будет способствовать формированию у учащихся нравственных ценностей, основанных на лучших традициях православия, любви к малой Родине, направленных на служение Отечеству.
Инновационность идеи методической разработки православно-краеведческой азбуки « Дорогою добра и веры» заключается в том, что она создает предпосылки для непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания, при этом, не увеличивая нагрузку на детей путем интеграции содержания пособия с предметом «Литературное чтение». Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» решает сразу две важнейшие задачи: ребенок не только учится читать и выучивает много новых слов, но и осознает себя через православную веру, знакомясь с нравственными и моральными качествами человека, не просто знакомится с православными праздниками, но и осознает значимость этих мероприятий для истории страны, родного края, памятных мест своей малой Родины.
В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Цель православно-краеведческой азбуки «Дорогою добра и веры» - духовно-нравственное воспитание детей на основе православного и краеведческого материала.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, была составлена православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры». Разрабатывая азбуку, мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Главная идея – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего православные традиции и культуру своего народа.
Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» изучается в 1 классе на уроке «Литературное чтение». Изучение букв проходит на основе азбуки В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, тексты из православно-краеведческой азбуки дополняют содержание урока и при изучении букв вводятся как дополнительный материал к уроку. Но данная азбука может использоваться и на уроках окружающего мира, и во внеурочной деятельности, так как носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Если изучение азбуки проходит в рамках внеурочной деятельности, то занятия необходимо дополнить коллективными творческими делами, проектами, экскурсиями, праздниками на православно-краеведческую тематику. С текстом азбуки можно ознакомиться на личном сайте https://allavladimirovna11.wixsite.com/al-vadimirovna.
Таблица 1. Выписка из тематического плана обучения грамоте с внедрением материала православно-краеведческой азбуки «Дорогами добра и веры» (1 класс).
Тема урока и тема из православно-краеведческой азбуки |
Страница православно-краеведческой азбуки |
Введение. |
Стр.3 |
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Ангел-хранитель. Аллея. Акция. |
Стр. 4-5 |
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Благовещение. Беляев Савва Игнатьевич. |
Стр.6-7 |
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. Василий Васильковский. Вера православная. |
Стр.8-9 |
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб, гимн. |
Стр.10-11 |
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Донской (князь Владимир Андреевич Храбрый). Добро, душа, дом. |
Стр.12-13 |
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Евангелие. Ермаков Валентин Михайлович. |
Стр.14-15 |
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Ёлка. |
Стр.16-17 |
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жалость (сострадание). Жуков Георгий Константинович. |
Стр.18-19 |
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Знамя. Земляки. |
Стр.20-21 |
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Имя. Иерей. |
Стр.22-23 |
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Карижа. Казанский Собор (г. Малоярославец). |
Стр.24-25 |
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Любовь. Любовь к ближнему. |
Стр.26-27 |
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Милосердие. Малоярославец. |
Стр.28-29 |
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Надежда. Свято-Никольский Черноостровский монастырь (г.Малоярославец). |
Стр.30-31 |
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Отечество. Молитва за Отечество. |
Стр.32-33 |
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Пасха Воскресение Христово. Память. |
Стр.34-35 |
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Рождество Христово. Родина. |
Стр.36-37 |
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Синица – Божья птица. Сказка. |
Стр.38-39 |
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Традиции. Трапеза. |
Стр.40-41 |
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Успение Пресвятой Богородицы. Усадьба Кудрявцевых. |
Стр.42-43 |
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Флаг. Фамилия. |
Стр.44-45 |
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Храмы. |
Стр.46-47 |
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Целеустремленность. Циолковский Константин Эдуардович. |
Стр.48-49 |
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч'].Чернявская Елизавета Александровна. Человек. |
Стр.50-51 |
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Школа. |
Стр.52-53 |
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Щедрость. |
Стр.54-55 |
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. Экспонаты. Экспозиции. |
Стр.56-57 |
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. Юбилей. Юродивый. |
Стр.58-59 |
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Ярмарка. |
Стр.60-62 |
В православно-краеведческой азбуке отсутствуют тексты на буквы ъ, ы, ь, так как с этих букв слова не начинаются, а также буква й, так как слова, которые начинаются с этой буквы не имеют отношение к православно-краеведческой тематике. Эти буквы изучаются в процессе освоения азбуки В.Г. Горецкого.
Тексты данной азбуки могут являться основой для привития детям нормы нравственности и начальных правил воспитания. Православно - краеведческая азбука способствует формированию духовных интересов, ценностных установок. Это происходит в процессе изучения истории малой Родины — Малоярославецкого района Калужской области. Данную азбуку можно адаптировать, используя краеведческий материал региона, в котором проживает и учится ребёнок. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу важно осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, своего села, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки. В данной православно-краеведческой азбуке представлены стихотворения местных поэтов. Многие фотографии отражают школьные дела, используются сочинения учащихся школы. Это очень важно для детей, которые только пришли в начальную школу. Видя на фотографиях своих старших товарищей, которых они знают, с которыми учатся в одной школе, у детей возникает желание быть на них похожими, славить свою школу добрыми делами. Изложение учебного материала соответствует возрастной категории, это пособие способствует углублению интереса учащихся к дальнейшему изучению истории края, разнообразие различных форм и видов материалов обеспечивает стабильность познавательной атмосферы у младших школьников. После изучения их дети получают стимул к самостоятельной познавательной деятельности. Развитию творческих и интеллектуальных способностей. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию,
Считаем, что составленная нами «Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры», имеет важное значение для зарождения у младших школьников нравственных качеств, возрождения у детей младшего школьного возраста духовного начала, привития чувства сопричастности к происходящему в стране, гордости за родной край. Именно это и является составляющей в воспитании у наших детей духа патриотизма и гражданской ответственности, проявлением уважения к истории своей Родины, к трудовым и семейным традициям многих поколений наших предков, возрождением веры в торжество добра и справедливости.
Мы уверены, что только конструктивное сотрудничество Русской Православной церкви и школы позволит наполнить процесс обучения детей новыми востребованными идеями и инициативами.
Список литературы
- Л.А. Бацанова, Е.А.Назарян, Н.Н. Никитина, А.Н.Сенькина. Из истории малоярославецких усадеб, г.Малоярославец, 2014 год.
- И.В. Ксенофонтов. Литературное краеведение: калужские страницы: информационно-методическое пособие. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – 200с.: ил.
- В память славных деяний своих предков. К 200-летнему юбилею Малоярославецкого сражения в Отечественной войне 1812 года. Калуга «Золотая аллея» 2012.
- В. Беспалов, Д. Дмитриев Малоярославец. Калужское книжное издательство 1962 год.
- Изучаем родной край. Интегрированный курс «Краеведение». История 9 класс. Методические рекомендации. Малоярославец. 2007г.
- Отдел культуры МО «Малоярославецкий район». Живой родник живой культуры. Быт и традиции Малоярославецкого района.
- Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян. О.Л Русакова., Л.В Степанова. Тут и пряха, тут и лен, тут и сорок веретен. с. Коптелово, 2011 г.
- Малоярославец. История и современность. – Калуга: Изд-во Фридгельм, 2002. – 248с. – 1000 экз.