gototopgototop

Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры»

Гребенюк Алла Владимировна – учитель начальных классов Панской школы-интерната.

Лапицкая Ирина Борисовна – учитель русского языка и литературы Панской школы-интерната.

Аннотация: В 1 классе общеобразовательной школы на уроках обучения грамоте учитель использует букварь или азбуку. Но чем наполнить духовный компонент воспитания школьников? Об этом творчески работающий учитель должен позаботиться самостоятельно. А именно, найти такой материал, который бы не только включал в себя православную культурную традицию, но и соответствовал бы возрастным особенностям и уровню чтения детей. Мы считаем, что православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» поможет учителям, родителям в деле формирования у детей нравственных ценностей, основанных на лучших традициях православия и краеведения.

Ключевые слова: Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры», духовно-нравственное воспитание, всестороннее личностное развитие ребенка.

В настоящее время перед российским обществом, педагогической наукой и практикой стоит острая проблема духовного развития личности, без которой невозможно решение актуальных и важных государственных задач.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» указывает, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Актуальность православно-краеведческой азбуки «Дорогою добра и веры» определяется существующими в современном обществе проблемами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Содержание методической разработки основывается на краеведческом материале; изучение его интегрировано в предмет «Литературное чтение» и адресовано учащимся 1 класса. Это будет способствовать формированию у учащихся нравственных ценностей, основанных на лучших традициях православия, любви к малой Родине, направленных на служение Отечеству.

Инновационность идеи методической разработки православно-краеведческой азбуки « Дорогою добра и веры» заключается в том, что она создает предпосылки для непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания, при этом, не увеличивая нагрузку на детей путем интеграции содержания пособия с предметом «Литературное чтение». Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» решает сразу две важнейшие задачи: ребенок не только учится читать и выучивает много новых слов, но и осознает себя через православную веру, знакомясь с нравственными и моральными качествами человека, не просто знакомится с православными праздниками, но и осознает значимость этих мероприятий для истории страны, родного края, памятных мест своей малой Родины.

В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Цель православно-краеведческой азбуки «Дорогою добра и веры» - духовно-нравственное воспитание детей на основе православного и краеведческого материала.

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, была составлена православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры». Разрабатывая азбуку, мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Главная идея – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего православные традиции и культуру своего народа.

Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры» изучается в 1 классе на уроке «Литературное чтение». Изучение букв проходит на основе азбуки В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, тексты из православно-краеведческой азбуки дополняют содержание урока и при изучении букв вводятся как дополнительный материал к уроку. Но данная азбука может использоваться и на уроках окружающего мира, и во внеурочной деятельности, так как носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Если изучение азбуки проходит в рамках внеурочной деятельности, то занятия необходимо дополнить коллективными творческими делами, проектами, экскурсиями, праздниками на православно-краеведческую тематику. С текстом азбуки можно ознакомиться на личном сайте https://allavladimirovna11.wixsite.com/al-vadimirovna.

Таблица 1. Выписка из тематического плана обучения грамоте с внедрением материала православно-краеведческой азбуки «Дорогами добра и веры» (1 класс).

Тема урока и тема из православно-краеведческой азбуки

Страница православно-краеведческой азбуки

Введение.

Стр.3

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Ангел-хранитель. Аллея. Акция.

Стр. 4-5

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Благовещение. Беляев Савва Игнатьевич.

Стр.6-7

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в'].

Василий Васильковский. Вера православная.

Стр.8-9

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб, гимн.

Стр.10-11

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Донской (князь Владимир Андреевич Храбрый). Добро, душа, дом.

Стр.12-13

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].

Евангелие. Ермаков Валентин Михайлович.

Стр.14-15

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Ёлка.

Стр.16-17

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жалость (сострадание). Жуков Георгий Константинович.

Стр.18-19

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Знамя. Земляки.

Стр.20-21

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Имя. Иерей.

Стр.22-23

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Карижа.

 Казанский Собор (г. Малоярославец).

Стр.24-25

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Любовь. Любовь к ближнему.

Стр.26-27

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Милосердие. Малоярославец.

Стр.28-29

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Надежда. Свято-Никольский Черноостровский монастырь (г.Малоярославец).

Стр.30-31

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Отечество. Молитва за Отечество.

Стр.32-33

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Пасха Воскресение Христово. Память.

Стр.34-35

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Рождество Христово. Родина.

Стр.36-37

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Синица – Божья птица. Сказка.

Стр.38-39

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Традиции. Трапеза.

Стр.40-41

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Успение Пресвятой Богородицы. Усадьба Кудрявцевых.

Стр.42-43

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Флаг. Фамилия.

Стр.44-45

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Храмы.

Стр.46-47

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Целеустремленность. Циолковский Константин Эдуардович.

Стр.48-49

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч'].Чернявская Елизавета Александровна. Человек.

Стр.50-51

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Школа.

Стр.52-53

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Щедрость.

Стр.54-55

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. Экспонаты. Экспозиции.

Стр.56-57

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу].

Юбилей. Юродивый.

Стр.58-59

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а].

Ярмарка.

Стр.60-62

В православно-краеведческой азбуке отсутствуют тексты на буквы ъ, ы, ь, так как с этих букв слова не начинаются, а также буква й, так как слова, которые начинаются с этой буквы не имеют отношение к православно-краеведческой тематике. Эти буквы изучаются в процессе освоения азбуки В.Г. Горецкого.

Тексты данной азбуки могут являться основой для привития детям нормы нравственности и начальных правил воспитания. Православно - краеведческая азбука способствует формированию духовных интересов, ценностных установок. Это происходит в процессе изучения истории малой Родины — Малоярославецкого района Калужской области. Данную азбуку можно адаптировать, используя краеведческий материал региона, в котором проживает и учится ребёнок. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу важно осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, своего села, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки. В данной православно-краеведческой азбуке представлены стихотворения местных поэтов. Многие фотографии отражают школьные дела, используются сочинения учащихся школы. Это очень важно для детей, которые только пришли в начальную школу. Видя на фотографиях своих старших товарищей, которых они знают, с которыми учатся в одной школе, у детей возникает желание быть на них похожими, славить свою школу добрыми делами. Изложение учебного материала соответствует возрастной категории, это пособие способствует углублению интереса учащихся к дальнейшему изучению истории края, разнообразие различных форм и видов материалов обеспечивает стабильность познавательной атмосферы у младших школьников. После изучения их дети получают стимул к самостоятельной познавательной деятельности. Развитию творческих и интеллектуальных способностей. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию,

Считаем, что составленная нами «Православно-краеведческая азбука «Дорогою добра и веры», имеет важное значение для зарождения у младших школьников нравственных качеств, возрождения у детей младшего школьного возраста духовного начала, привития чувства сопричастности к происходящему в стране, гордости за родной край. Именно это и является составляющей в воспитании у наших детей духа патриотизма и гражданской ответственности, проявлением уважения к истории своей Родины, к трудовым и семейным традициям многих поколений наших предков, возрождением веры в торжество добра и справедливости.

Мы уверены, что только конструктивное сотрудничество Русской Православной церкви и школы позволит наполнить процесс обучения детей новыми востребованными идеями и инициативами.

Список литературы

  1. Л.А. Бацанова, Е.А.Назарян, Н.Н. Никитина, А.Н.Сенькина. Из истории малоярославецких усадеб, г.Малоярославец, 2014 год.
  2. И.В. Ксенофонтов. Литературное краеведение: калужские страницы: информационно-методическое пособие. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – 200с.: ил.
  3. В память славных деяний своих предков. К 200-летнему юбилею Малоярославецкого сражения в Отечественной войне 1812 года. Калуга «Золотая аллея» 2012.
  4. В. Беспалов, Д. Дмитриев Малоярославец. Калужское книжное издательство 1962 год.
  5. Изучаем родной край. Интегрированный курс «Краеведение». История 9 класс. Методические рекомендации. Малоярославец. 2007г.
  6. Отдел культуры МО «Малоярославецкий район». Живой родник живой культуры. Быт и традиции Малоярославецкого района.
  7. Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян. О.Л Русакова., Л.В Степанова. Тут и пряха, тут и лен, тут и сорок веретен. с. Коптелово, 2011 г.
  8. Малоярославец. История и современность. – Калуга: Изд-во Фридгельм, 2002. – 248с. – 1000 экз.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail