УДК 37.373.6:51

Цель традиционного обучения математике при подготовке будущих бакалавров

Зикирова Гулайым Абдылдаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Математики и статистики Ошского технологического университета имени академика М.М.Адышева.

Аннотация: В статье рассматриваются цели и задачи обучения, противоречия между содержанием образования и обучения. Содержание обучения-это то, что содержится в учебных планах и программах. В одном и том же контексте обучения люди приобретают разные уровни знаний. Очевидно, что это зависит от индивидуальных особенностей людей, личностных качеств педагогов, типа выполняемой работы, уровня активности человека, материально-технических условий обучения. Цель студента-решить чьи-то проблемы скучно и несправедливо, потому что из-за лояльности со стороны преподавателя теряется важность его обучения чтению. Цель традиционного обучения-овладение определенным учебным материалом. Чем больше человек его усваивает, тем выше уровень его образованности.

Ключевые слова: Традиционная, контекстная, компетентность, профессиональная деятельность, деятельность.

Этот социальный опыт передается, трансформируется специальными семиотическими средствами, такими как тексты, системы знаков. Система указанных признаков “заменяет" реальную реальность для конкретного человека. Его пространство-время выделяется из контекста. Для постиндустриального общества данная традиционная схема обучения устарела. К тому же, в самом традиционном образовании есть ряд противоречий. Ликвидировать их в рамках традиционных технологий невозможно [1]. 

Цель традиционного обучения-овладение определенным учебным материалом. Чем больше человек его усваивает, тем выше уровень его образованности. Однако любая информация, в том числе и учебная, имеет двойственную природу: во-первых, она может быть как средство познания мира, во-вторых, она является фрагментом культуры. Студент усваивает культуру, а не профессиональную культуру, например, как средство ее усвоения. При этом техника и технология труда являются, например, базой сварочного производства или лечебного дела, его ядром, профессией. Второй слой-это социально-психологический контекст, при котором эта деятельность проходит, например, работа хирурга или авиа-диспетчера сопряжена с нервными трудностями, а сантехника имеет высокий социальный авторитет. Третий слой-этические, экологические и эстетические аспекты профессии [2].

В процессе обучения студент или ученик профессионального лицея усваивает сведения о технике и технологии производства, в частности, признает профессиональную деятельность как определенную часть. В чем Проблема? Выпускнику трудно овладеть всем социальным контекстом на производстве, в котором он работает, влиться в производственные отношения в коллективе. А традиционная система обучения учит социальным привычкам, а не предметным действиям.

Студент получает тексты, знания, лишенные контекста личной значимости в своей будущей профессии. Например, студенты-строители не понимают, зачем читать интегралы, а сварщики-эстетику.

Противоречие между образом жизни как динамического явления культуры и ее представлением в виде системы статических признаков в учебных текстах. Мы их обучаем с опозданием, отстаем от динамики развития профессии. Обучение ценится только тогда, когда детерминировано с перспективой, с опережением обучения, только при подготовке специалиста к завтрашнему дню.

Противоречие между целью и задачами обучения, содержанием образования и обучения. Психологией называется то, что требует решения проблемы. Его субъект должен воспринимать как свою цель. А в педагогике эта ”чью – то" цель - не имеет значения для общества, учителя, а именно для личности. Поскольку цель ученика заключается в лояльности со стороны учителя, важность его обучения теряется, решение чьей-то проблемы становится скучным и несправедливым.

Можем ли мы сломать этот круг? Цель “это" избавление от сознательного результата, направленность усилий для его достижения”. Представление специалиста о том, каким он должен быть в результате обучения, возможно, потому, что он не только в сознании преподавателя, но и в сознании студента, его образ может быть основан только на знаниях и опыте. Этих знаний и опыта у них нет, но нет интереса к чтению. Не хочет учиться, они борются за свое личное будущее. Не в этом ли драма обучения?

Данная логика также имеет место при различении понятий ”содержание обучения и содержание образования" [3].

Содержание обучения-это то, что содержится в учебных планах и программах. В одном и том же контексте обучения люди приобретают разные уровни знаний. Очевидно, что это зависит от индивидуальных особенностей людей, личностных качеств педагогов, типа выполняемой работы, уровня активности человека, материально-технических условий обучения.

Содержание образования-это уровень личностного развития человека, предметная и социальная компетентность, формируемая в процессе обучения. Поэтому цель образования-наращивание личностного потенциала. Но можно ли вырастить личность авторитарными методами обучения, методами и условиями традиционных технологий? Нет. Это педагоги-новаторы осознали стихийно, создавая активную среду, методы, формы обучения. Если говорить словами классика, то педагогическая система оказалась двойственной с инновационными процессами, но нет пупка, которая могла бы помочь ребенку выйти в свет. В школе новые технологии подпадают под модель обучения и консерватизма дидактических схем, а в вузах – под пристальное внимание преподавателей к педагогическим теориям, незнание их и отсутствие стимулов к ознакомлению с ними. Понятие "Контекст" пришло из логики и лингвистики в другие науки. Поэтому он не имеет статуса категории В психологии и педагогике, не расшифровывается в словарях.

Контекст психологии связан с понятием” ситуация " (система условий, приводящих субъекта к возбуждению, способствующих его активности). В частности, к ситуации относятся и внешние условия, и субъект, и контактные лица.

Лингво-психологи придают контексту основную роль в обработке информации. Ведь в связи с контекстом человек предполагает, чего ожидать, как думать о воспринимаемом продукте. Например, простое слово "лошадь" в контексте может означать вопрос, удивление, утверждение, опасность, радость и так далее [4].

Прежде чем приступить к решительным действиям, человек, прежде всего, собирает контекстную информацию. Чем больше информации мы собираем во время процесса, тем легче будет уточнить или предсказать будущее. Психологи называют такое предварительное отображение (предустановку, содержание, интуицию) антиципацией. Речь идет о процессах, которые возникают в организме еще до возникновения события, последствия которых влияют на деятельность человека. Антициклоны возникают под влиянием контекста. Если у человека нет модели поведения, перечисленной в каком-либо контексте, например, кризис поведение в условиях, в которых организм человека реагирует на него импульсивно.

Прогноз основан как минимум на одном шаге вперед. Поэтому контекст может активизировать мышление, мышление человека, включить его в проблемную или творческую ситуацию, ввести субъект в новый контекст и привести к его открытию.

В терминах психологии понимание-это единство процессов антиципации и рефлексии. Антициклон проложит путь в будущее, а рефлексия, проверив правильность движения по пройденному пути, послужит эквивалентом обратной связи для творческих процессов. Понятие "Контекст" может иметь более широкое значение: через него физическое действие, деятельность, реплика, система мотивов. Поэтому контексты могут быть социальными, поведенческими, эмоциональными, историческими, культурными, деятельными.

С этой позиции учебный процесс в школе или высших учебных заведениях является одним из проявлений социальной практики и может отражать как положительные, так и плохие нормы в обществе. Поэтому учебный процесс-это может быть фрагмент в контексте многосторонней общественной жизни. Следовательно, он не может быть создан по какой-либо технологии обучения [5].

Понимание реального сознания и психики человека требует ”включения их в реальный контекст жизни и деятельности людей".

Данное положение также имеет значение для профессионального обучения. Например, в профессиональных лицеях, высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации, так как жизнь и будущая профессиональная деятельность наполняют обучение личностным смыслом и определяют норму вхождения в познавательный процесс.

В трудах А.А.Вербицкого определена концептуальная основа для интеграции видов деятельности студентов (учебной, познавательной, научно-исследовательской, практической) в контекстное обучение [5].

Список литературы

  1. Аухадеева Л.А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя. – М.: ВИНИТИ, 2012. – 162 с.
  2. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000 – 384 с.
  4. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала [Текст] / А.Г.Маклаков. Теория и практика: учебник для вузов. СПб.: Питер.2008.- 480 с.
  5. Вербицкий А., Креславская Е. Диагностика понимания в контекстном обучении // Высшее образование в России. 2007. - №10. - С. 26-31.