УДК 37.373.6:51
Зикирова Гулайым Абдылдаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Математики и статистики Ошского технологического университета имени академика М.М.Адышева.
Аннотация: Данная статья позволит будущим учителям бакалавриата реализовать компетентностный подход к урокам математики как средство повышения математической грамотности учащихся при формировании основных компетенций с помощью математических задач. Вопросы, способствующие формированию у учащихся основных компетенций, мы называем вопросами, ориентированными на компетентность. Таких вопросов в учебниках и дидактических материалах немало. Поэтому для реализации компетентностного подхода к обучению школьным учителям приходится самостоятельно создавать и искать вопросы, ориентированные на компетентность. При решении вопросов, ориентированных на компетентность, основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся способности применять математические знания при любых обстоятельствах, требующих различных подходов, рассуждений и интуиции для решения. Содержание вопросов должно быть связано с традиционными разделами и темами программ, составляющими основу обучения, такими как числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика. Таким образом, основными критериями оценки результативности формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра являются уровень выполнения студентами учебно-методических заданий.
Ключевые слова: Компетентность, эрудиция, интеллектуальность, бакалавр, мотивацию, технологии.
Современный этап обновления системы образования предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллектуальности и общей педагогической культуре. Идентичность обучения в центре системы образования, наличие не только объекта обучения, но и субъекта процесса обучения достигается управлением процессом обучения, применением новых технологий обучения и педагогической диагностики, изменением межличностного отношения. Для получения нового качества профессиональной подготовки учителя большое место занимает курс “Методика преподавания математики”, способствующий развитию общей профессиональной компетентности, педагогической культуры и формированию профессионализма будущего учителя математики. Так, при формировании и развитии знаний студента по преподаванию математики, формировании управленческой компетентности учителя, а также по системе образования, его отраслям, особенностям знания приобретаются только на теоретических и лабораторно-практических занятиях по методике преподавания математики, педагогических практиках. Поэтому необходимо организовать на компетентностной основе курс методики преподавания математики в процессе подготовки будущего учителя математики, отвечающий общественным требованиям, и дополнительные исследования путей его формирования [1, с.19].
Разработка научно-методических основ формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики в преподавании методики преподавания математики в высших учебных заведениях.
Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
В настоящее время будущий бакалавр учителям позволяет осуществлять компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся при формировании основных компетенций с помощью математических задач. Часто одна и та же проблема способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций. Вопросы, способствующие формированию у учащихся основных компетенций, мы называем вопросами, ориентированными на компетентность. Таких вопросов в учебниках и дидактических материалах немало. Поэтому для реализации компетентностного подхода к обучению школьным учителям приходится самостоятельно создавать и искать вопросы, ориентированные на компетентность. При решении вопросов, ориентированных на компетентность, основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся способности применять математические знания при любых обстоятельствах, требующих различных подходов, рассуждений и интуиции для решения [2, с.21].
Содержание вопросов должно быть связано с традиционными разделами и темами программ, составляющими основу обучения, такими как числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика. В вопросах должны быть поставлены вопросы различного типа: выбор ответа, число, выражение, формула и аналогичные короткие ответы, ответы в широком свободном виде. В первом случае ответы учащихся требуют выбора ширины из предложенных вариантов, во втором-написания ответа без каких-либо комментариев, в третьем-обоснования, аргументации, написания собственных выводов. Иногда эти вопросы взаимосвязаны друг с другом, в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны выйти на какое-то обобщение закономерностей. Иногда вопросы независимы, ответ на последний вопрос не вытекает из правильности ответа на предыдущий вопрос. В одном и том же вопросе встречаются случаи, когда задаются вопросы разного типа: сначала задается вопрос на выбор ответа, затем предлагается короткий ответ, и, наконец, задаются вопросы для более широкого ответа.
Для формирования компетентности и проверки ее сформированности должны быть специально разработанные вопросы и задачи, отличные от традиционных. Анализ литературы показал, что исследования в этом направлении активизируются. Авторы называют такие задачи и вопросы контекстными, компетентными, ситуационными, компетентностно-ориентированными. Они позволят проверить уровень сформированности различных компетенций.
В нашем исследовании мы используем термин “компетентностные вопросы” с учетом их целевой функции в процессе обучения. Под “вопросами компетентности” в изучении математики мы подразумеваем решение стандартных или нестандартных ситуаций (предметных, междисциплинарных или практических) по описываемым в них обстоятельствам путем поиска путей вывода математических знаний с обязательным применением .
Основной особенностью таких вопросов является получение познавательного результата для учащегося и результата, имеющего профессиональное значение для будущего преподавателя математики – бакалавра. Главными отличиями вопросов компетентности от стандартных математических являются: важность получаемого результата (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) обеспечивает познавательную мотивацию учащихся; поскольку условие формулируется как сюжет, ситуация или проблема, для его решения необходимо использовать знания из разных разделов предмета математики, указание на которые не раскрывается в тексте вопроса; информация и данные в вопросе представлены в различных формах, таких как изображение, таблица, схема, диаграмма, графика и т.д.б. области применения результатов, полученных при решении вопроса; по структуре такие вопросы не являются стандартными в структуре вопроса некоторые из его компонентов неясны; наличие нескольких способов решения вопроса различной степени рациональности, где методы вывода могут быть неизвестны учащимся, требуется их выявление, создание [4, с.31].
Выделяют следующие типы компетентных вопросов:
В ходе исследования нами была создана система специальных компетентностных вопросов для использования в курсе методики преподавания математики, а также в курсе отбора по методике. Их цель-научить будущих учителей формировать компетентность учащихся.
Как создать проблемы компетентности?
Определены следующие виды методических заданий для работы с вопросами компетентности:
Основу формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики бакалавр составляет учебно-методические вопросы, учебно-методические задания. Выпуск вопросов компетентности должен не только соответствовать определению вопроса компетентности, но и включать в себя несколько особенностей, отличающих его от стандартных математических задач, но и обучать их школьным вопросам и методическим действиям (подбор, составление, умение устанавливать связь заданных вопросов, знать пути решения). Формирование таких умений у будущих учителей математики-бакалавров должно способствовать специально составленным заданиям, которые мы называем методическими [6, с.17].
Определена необходимость освоения теоретических проблем обучения, различных моделей профессиональной подготовки, нормативных документов высшего педагогического образования, социальных требований, необходимых для подготовки учителя для будущего специалиста, для разработки психолого-педагогических основ формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра.
Сущность и содержание понятия профессиональной компетентности учителя математики активные методы обучения при моделировании системы формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики (проблемное обучение, деловая игра, анализ учебно-методических ситуаций, решение учебно-методических вопросов, творческая самостоятельная работа, дискуссия, моделирование профессиональной деятельности и др.) б.); уточнено, что средства обучения (учебно-методические задания, включающие дифференцированные цели обучения на основе компетенции, учебно-методические вопросы, адекватные проектируемым целям и путям их решения) будут расти на уровне профессиональной компетентности с формированием их познавательной деятельности, способностей, профессиональных качеств знаний, умений, личности [5, с.32].
Таким образом, основными критериями оценки результативности формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра являются уровень выполнения студентами учебно-методических заданий.
Список литературы