gototopgototop

УДК 37.373.6:51

Вопросы, направленные на формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя математики бакалавра

Зикирова Гулайым Абдылдаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Математики и статистики Ошского технологического университета имени академика М.М.Адышева.

Аннотация: Данная статья позволит будущим учителям бакалавриата реализовать компетентностный подход к урокам математики как средство повышения математической грамотности учащихся при формировании основных компетенций с помощью математических задач. Вопросы, способствующие формированию у учащихся основных компетенций, мы называем вопросами, ориентированными на компетентность. Таких вопросов в учебниках и дидактических материалах немало. Поэтому для реализации компетентностного подхода к обучению школьным учителям приходится самостоятельно создавать и искать вопросы, ориентированные на компетентность. При решении вопросов, ориентированных на компетентность, основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся способности применять математические знания при любых обстоятельствах, требующих различных подходов, рассуждений и интуиции для решения. Содержание вопросов должно быть связано с традиционными разделами и темами программ, составляющими основу обучения, такими как числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика. Таким образом, основными критериями оценки результативности формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра являются уровень выполнения студентами учебно-методических заданий.

Ключевые слова: Компетентность, эрудиция, интеллектуальность, бакалавр, мотивацию, технологии.

Современный этап обновления системы образования предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллектуальности и общей педагогической культуре. Идентичность обучения в центре системы образования, наличие не только объекта обучения, но и субъекта процесса обучения достигается управлением процессом обучения, применением новых технологий обучения и педагогической диагностики, изменением межличностного отношения. Для получения нового качества профессиональной подготовки учителя большое место занимает курс “Методика преподавания математики”, способствующий развитию общей профессиональной компетентности, педагогической культуры и формированию профессионализма будущего учителя математики. Так, при формировании и развитии знаний студента по преподаванию математики, формировании управленческой компетентности учителя, а также по системе образования, его отраслям, особенностям знания приобретаются только на теоретических и лабораторно-практических занятиях по методике преподавания математики, педагогических практиках. Поэтому необходимо организовать на компетентностной основе курс методики преподавания математики в процессе подготовки будущего учителя математики, отвечающий общественным требованиям, и дополнительные исследования путей его формирования [1, с.19].

Разработка научно-методических основ формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики в преподавании методики преподавания математики в высших учебных заведениях.

Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:

  • определение психолого-педагогических основ формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра;
  • раскрыть сущность и содержание понятия профессиональной компетентности учителя математики, определить дидактические условия формирования профессиональной компетентности;
  • разработка и научное обоснование модели формирования профессиональной компетентности учителя математики, технологии, критериев формирования профессиональной компетентности средствами курса методики обучения математике;
  • экспериментальная проверка эффективности разработанных технологий, методических рекомендаций и их внедрение в учебный процесс.

В настоящее время будущий бакалавр учителям позволяет осуществлять компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся при формировании основных компетенций с помощью математических задач. Часто одна и та же проблема способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций. Вопросы, способствующие формированию у учащихся основных компетенций, мы называем вопросами, ориентированными на компетентность. Таких вопросов в учебниках и дидактических материалах немало. Поэтому для реализации компетентностного подхода к обучению школьным учителям приходится самостоятельно создавать и искать вопросы, ориентированные на компетентность. При решении вопросов, ориентированных на компетентность, основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся способности применять математические знания при любых обстоятельствах, требующих различных подходов, рассуждений и интуиции для решения [2, с.21].

Содержание вопросов должно быть связано с традиционными разделами и темами программ, составляющими основу обучения, такими как числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика. В вопросах должны быть поставлены вопросы различного типа: выбор ответа, число, выражение, формула и аналогичные короткие ответы, ответы в широком свободном виде. В первом случае ответы учащихся требуют выбора ширины из предложенных вариантов, во втором-написания ответа без каких-либо комментариев, в третьем-обоснования, аргументации, написания собственных выводов. Иногда эти вопросы взаимосвязаны друг с другом, в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны выйти на какое-то обобщение закономерностей. Иногда вопросы независимы, ответ на последний вопрос не вытекает из правильности ответа на предыдущий вопрос. В одном и том же вопросе встречаются случаи, когда задаются вопросы разного типа: сначала задается вопрос на выбор ответа, затем предлагается короткий ответ, и, наконец, задаются вопросы для более широкого ответа.

Для формирования компетентности и проверки ее сформированности должны быть специально разработанные вопросы и задачи, отличные от традиционных. Анализ литературы показал, что исследования в этом направлении активизируются. Авторы называют такие задачи и вопросы контекстными, компетентными, ситуационными, компетентностно-ориентированными. Они позволят проверить уровень сформированности различных компетенций.

В нашем исследовании мы используем термин “компетентностные вопросы” с учетом их целевой функции в процессе обучения. Под “вопросами компетентности” в изучении математики мы подразумеваем решение стандартных или нестандартных ситуаций (предметных, междисциплинарных или практических) по описываемым в них обстоятельствам путем поиска путей вывода математических знаний с обязательным применением .

Основной особенностью таких вопросов является получение познавательного результата для учащегося и результата, имеющего профессиональное значение для будущего преподавателя математики – бакалавра. Главными отличиями вопросов компетентности от стандартных математических являются: важность получаемого результата (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) обеспечивает познавательную мотивацию учащихся; поскольку условие формулируется как сюжет, ситуация или проблема, для его решения необходимо использовать знания из разных разделов предмета математики, указание на которые не раскрывается в тексте вопроса; информация и данные в вопросе представлены в различных формах, таких как изображение, таблица, схема, диаграмма, графика и т.д.б. области применения результатов, полученных при решении вопроса; по структуре такие вопросы не являются стандартными в структуре вопроса некоторые из его компонентов неясны; наличие нескольких способов решения вопроса различной степени рациональности, где методы вывода могут быть неизвестны учащимся, требуется их выявление, создание [4, с.31].

Выделяют следующие типы компетентных вопросов:

  1. Предметная компетентность вопросы: излагаются в предметной ситуации, для решения которой требуется найти и использовать широкий спектр связей изучаемого математического содержания в различных разделах математики;
  2. Междисциплинарная компетентность вопросы: в условиях вопроса излагается ситуация, при которой язык одной предметной области использует язык другой предметной области конкретно или неявно. Для решения задачи должны быть использованы знания из соответствующих областей, требуется изучение условий с точки зрения заданных предметных областей, а также выявление недостатков среди заданных. При этом решение и ответ вопроса зависят от исходных данных и значений, найденных учащимися;
  3. Вопросы практической направленности. Часто под вопросом компетентности понимают вопрос, для решения которого необходимо использовать знания того или иного предмета для решения какой-либо практической ситуации. Но очень важно также использовать предметные компетентностные вопросы, которые позволят учащимся научиться находить и выбирать знания, необходимые для решения задач из разных разделов математики. Здесь не должно быть никаких указаний на использование таких знаний в условиях проблемы.

В ходе исследования нами была создана система специальных компетентностных вопросов для использования в курсе методики преподавания математики, а также в курсе отбора по методике. Их цель-научить будущих учителей формировать компетентность учащихся.

Как создать проблемы компетентности?

  1. Сборники вопросов и т. д. выбор литературы и их преобразование в вопросы предметной, междисциплинарной, практической компетентности; предметная компетентность для вопроса: добавление новых данных или исключение отдельных данных, изменение условий или вопросов вопроса; предметная компетентность для вопроса: выявление связи данных в условиях вопроса с другими предметами, изменение условий или требований вопроса путем соединения других предметов и т.д.; выделить тот факт, что практическая компетентность может быть применена к изучаемой теме в отношении ситуации, которая должна быть решена для вопроса, выявить обстоятельства того или иного вида деятельности, соответствующие вопросу конкретной темы. В зависимости от индивидуальных особенностей имеет возможность пере формулировки (изменения) задания;
  2. Связь с практикой преподавания математики в общеобразовательных школах (задания не должны быть удалены от материала школьного курса математики, регулируют подготовку к педагогической практике и повторение школьного курса, мотивацию студентов);
  3. Проблематичность и новизна (задания, требующие творчества, состоят из комбинации определенных путей, которые необходимо решить средствами конкретного предмета, пути выполнения задания неизвестны или формулируются как проблема).

Определены следующие виды методических заданий для работы с вопросами компетентности:

  1. Задания, требующие работы до вынесения вопроса. Такие задания направлены на то, чтобы отличить вопросы компетентности от других математических задач, определить главную цель решения задачи, проанализировать предлагаемые обстоятельства, сформировать умения определять тип и уровень сложности задачи.
  2. Задачи, непосредственно связанные с процессом решения вопроса. Такие задания формируют умения составлять план решения компетентных задач, задавать вопросы на каждом этапе решения, находить необходимые знания из различных разделов математики, формировать математическую модель предлагаемой ситуации, оценивать ситуацию.
  3. Задания, связанные с работой после вынесения вопроса. Они: - интерпретация полученного результата, - анализ полученного решения и отбор рациональности. Применение данного метода вывода к другим задачам формирует умения делать выводы о применении математических знаний для решения некатематических ситуаций [3, с.68].

Основу формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики бакалавр составляет учебно-методические вопросы, учебно-методические задания. Выпуск вопросов компетентности должен не только соответствовать определению вопроса компетентности, но и включать в себя несколько особенностей, отличающих его от стандартных математических задач, но и обучать их школьным вопросам и методическим действиям (подбор, составление, умение устанавливать связь заданных вопросов, знать пути решения). Формирование таких умений у будущих учителей математики-бакалавров должно способствовать специально составленным заданиям, которые мы называем методическими [6, с.17].

Определена необходимость освоения теоретических проблем обучения, различных моделей профессиональной подготовки, нормативных документов высшего педагогического образования, социальных требований, необходимых для подготовки учителя для будущего специалиста, для разработки психолого-педагогических основ формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра.

Сущность и содержание понятия профессиональной компетентности учителя математики активные методы обучения при моделировании системы формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики (проблемное обучение, деловая игра, анализ учебно-методических ситуаций, решение учебно-методических вопросов, творческая самостоятельная работа, дискуссия, моделирование профессиональной деятельности и др.) б.); уточнено, что средства обучения (учебно-методические задания, включающие дифференцированные цели обучения на основе компетенции, учебно-методические вопросы, адекватные проектируемым целям и путям их решения) будут расти на уровне профессиональной компетентности с формированием их познавательной деятельности, способностей, профессиональных качеств знаний, умений, личности [5, с.32].

Таким образом, основными критериями оценки результативности формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра являются уровень выполнения студентами учебно-методических заданий.

Список литературы

  1. Акматкулов А.А. Научно-методические основы углубления и расширения знаний студентов по фундаментальным понятиям математике во втузе. [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02/А.А. Акматкулов. – Бишкек, 2007. -26 с.
  2. Алтыбаева М.А. Исследование возможностей осуществление профориентации в процессе преподование математики в IV-X классах [Текст]: автореф.дис. ... канд.пед.наук: 13.00.02./ М.А. Алтыбаева.–Алма Ата, 1988.-26с.
  3. Бекбоев И.Б. Профессиональная компетентность – основа качественного педагогического труда.[Текст] /И.Б. Бекбоев // –Б.: фонд Сорос Кыргызстан. 2003. С.65-71.
  4. Байсалов Дж.У. Научно-методические основы создание и использование модульного обучения в методической подготовке студентов-математиков в педвузе[Текст]:автореф. дис. ... докт.пед.наук: 13.00.02/Дж.У.Байсалов.–Бишкек, 1998.- 49с.
  5. Гаврилова М.А. Особенности формирования профессиональной компетенции учителей математики в педагогическом вузе [Текст] / М.А. Гаврилова // Высшее образование сегодня – 2008. №5. С.31-33.
  6. Грызлова Н.В. Неопределенные задачи как средство формирования у будущих учителей математики дидактико-методический компетентности [Текст]: автореф. ... канд.пед.наук / Н.В. Грызлова. -М., 2004. -20с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail