Шафеева Элина Ильдаровна – студентка Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.
Аннотация: В данной статье рассмотрены различные подходы к дистанционному образованию, выявлены достоинства и недостатки.
Ключевые слова: Дистанционное образование, технологии, социализация, образование.
Пандемия COVID-19 авторитарно диктует необходимость коррективов во всех областях, включая образование. Система образования со второй декады марта 2020 года полностью переведена в дистанционный режим, что оправдано риском заражения как педагогов, так и обучающихся. В 21 веке было множество предпосылок для перехода в дистанционный режим работы многих организаций, однако самым веским основанием стало распространения короновируса. Влияние дистанционного образования расширяется в геометрической прогрессии, потому что образование как целенаправленный и эффективный процесс должно следовать четкой программе.
Под дистанционным обучением понимается процесс взаимодействие преподавателя и обучающегося с применением различных информационных технологий и интерактивной интерпретацией материала [1, c.44].
В зарождении дистанционных технологий образования стало известно в 18 веке, когда в 1728 году некий американский ученый – Калеб Филипс посредством объявления в газете о предстоящих курсах стенографии, проходящих с применением обмена писем в конверте на расстоянии сумел добиться во-первых, аудитории, во-вторых, от обучающихся эффективного взаимообмена информацией невзирая на расстояния. Поэтому именно он является самым первым учредителем дистантной образовательной системы. Данная технология заочного обучения стала активно распространяться в Европе и Америке.
Оценивая историю рынка дистанционных образовательных услуг нельзя не отметить факт того, что первооткрывателем в области профессионального образования с применением технологий обучения на расстоянии стал Пенсильванский университет в далеком 1922 году. С расширением влияния ИКТ , с появлением радио и телевидения началась новая эра масштабного дистанционного обучения. На телеэкранах стали транслироваться различные телевизионные курсы о здоровом образе жизни, кулинарии и т д. К тому же в Англии в 1969 году в рамках эксперимента появилось дистанционное профессиональное обучение по принципу «Открытого образования». На сегодняшний день применение дистанционных образовательных технологий охватывает все новые горизонты. Вряд ли сегодня можно представить человека, у которого дома нет хотя бы смартфона или одного компьютера для общего пользования всех членов семьи. Но в 1997 год запомнится новинкой, коим стало разрешение министерства образования на испытание системы онлайн обучения. На данный момент в России далеко не повсеместно рады дистанционному образованию, потому что не вся система коммуникаций работает на все 100%, имеются значительные пробелы в системе функционирования сайтов образовательных учреждений, что негативно влияет на качество компетентностной подготовки обучающихся. В свою очередь данная ситуация стимулирует проведение «работы над ошибками» для дальнейшего совершенствования, утверждает о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров в IT-индустрии, сетует о наличии благоприятной почвы для программистов.
Осуществление режима самоизоляции привело к тому, что рассекретились проблемы отставания дистанционного развития образования. Рациональность достижения упущенных уровней сильно оказало влияние на общественное мнение в области соизмеримости и полезности данной технологии обучения, имеющиеся тенденции и противоречия, являются доказательством вышесказанному. Анализ ситуационного подхода доказывает обратное, когда всему миру приходится бороться за здоровье и жизнь, цивилизованным источником для знаний становится интернет, используемый как некий рекреационный ресурс, как база знаний, как стиль самовыражения и удовлетворения части потребностей, согласно пирамиде А.Маслоу, в данной точке зрения отражаются лишь положительные представления о достоинствах всемирной сети.
Ключевыми недостатками применения дистанционной образовательной технологии в обучении являются:
Опираясь на данные результатов социологического опроса студентов -представителей разных вузов, можно сделать выводы о полезности дистанционного обучения при угрозе распространения короновирусной инфекции, при наличии возможности «самоизолироваться», в противовес ему то, что бывает крайне неудобно, организация и функционирование требует перемен. Старшее поколение, особенно родители школьников утверждают об ухудшении социальной значимости и необходимости обучаться, происходит переоценка ценностей у детей. В любом случае, дистанционное образование включает и достоинства, ведь данная система может оказаться вполне удобной для тех, кто не в силах посещать занятия, очно обучаться по каким-либо серьезным причинам, именно в вышесказанном утверждении стоит искать яркий подтекст на непрерывность образования, ведь взаимодействие обучающегося и педагогов происходит, освоение образовательной программы продолжается по-новому.
Тенденция перехода к дистанционному обучению способствует облегчению преподнесения материала. Но представители технических вузов терпят неудобства, ведь не всегда легко производить расчеты без доски и преподавать математику без объяснения решения какого-либо уравнения. Дисциплины, изучение которых требует обсуждений, ответов на вопросы, не сильно изменились по методике преподнесения материала, все же живое общение неспособно всецело заменить экран ноутбука или смартфона.
Пандемия COVID-19 принудительно подтолкнуло к реформированию образовательного процесса, к временной отмене очного образования. Как выпускница педагогического университета я считаю, что ни в коем случае не стоит полностью отменять очное образование, достаточно консервативно, но в любом раскладе при взаимодействии в социуме лишь происходит социализация личности, закладываются ценности, складывается имидж, поэтому дистанционные образовательные технологии никогда не смогут полностью заменить всю систему очного образования и применимы лишь в качестве дополнения для повышения уровня знаний [2,c.688].
Список литературы