gototopgototop

Дистанционное образование как веяние времени

Шафеева Элина Ильдаровна – студентка Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

Аннотация: В данной статье рассмотрены различные подходы к дистанционному образованию, выявлены достоинства и недостатки.

Ключевые слова: Дистанционное образование, технологии, социализация, образование.

Пандемия COVID-19 авторитарно диктует необходимость коррективов во всех областях, включая образование. Система образования со второй декады марта 2020 года полностью переведена в дистанционный режим, что оправдано риском заражения как педагогов, так и обучающихся. В 21 веке было множество предпосылок для перехода в дистанционный режим работы многих организаций, однако самым веским основанием стало распространения короновируса. Влияние дистанционного образования расширяется в геометрической прогрессии, потому что образование как целенаправленный и эффективный процесс должно следовать четкой программе.

Под дистанционным обучением понимается процесс взаимодействие преподавателя и обучающегося с применением различных информационных технологий и интерактивной интерпретацией материала [1, c.44].

В зарождении дистанционных технологий образования стало известно в 18 веке, когда в 1728 году некий американский ученый – Калеб Филипс посредством объявления в газете о предстоящих курсах стенографии, проходящих с применением обмена писем в конверте на расстоянии сумел добиться во-первых, аудитории, во-вторых, от обучающихся эффективного взаимообмена информацией невзирая на расстояния. Поэтому именно он является самым первым учредителем дистантной образовательной системы. Данная технология заочного обучения стала активно распространяться в Европе и Америке.

Оценивая историю рынка дистанционных образовательных услуг нельзя не отметить факт того, что первооткрывателем в области профессионального образования с применением технологий обучения на расстоянии стал Пенсильванский университет в далеком 1922 году. С расширением влияния ИКТ , с появлением радио и телевидения началась новая эра масштабного дистанционного обучения. На телеэкранах стали транслироваться различные телевизионные курсы о здоровом образе жизни, кулинарии и т д. К тому же в Англии в 1969 году в рамках эксперимента появилось дистанционное профессиональное обучение по принципу «Открытого образования». На сегодняшний день применение дистанционных образовательных технологий охватывает все новые горизонты. Вряд ли сегодня можно представить человека, у которого дома нет хотя бы смартфона или одного компьютера для общего пользования всех членов семьи. Но в 1997 год запомнится новинкой, коим стало разрешение министерства образования на испытание системы онлайн обучения. На данный момент в России далеко не повсеместно рады дистанционному образованию, потому что не вся система коммуникаций работает на все 100%, имеются значительные пробелы в системе функционирования сайтов образовательных учреждений, что негативно влияет на качество компетентностной подготовки обучающихся. В свою очередь данная ситуация стимулирует проведение «работы над ошибками» для дальнейшего совершенствования, утверждает о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров в IT-индустрии, сетует о наличии благоприятной почвы для программистов.

Осуществление режима самоизоляции привело к тому, что рассекретились проблемы отставания дистанционного развития образования. Рациональность достижения упущенных уровней сильно оказало влияние на общественное мнение в области соизмеримости и полезности данной технологии обучения, имеющиеся тенденции и противоречия, являются доказательством вышесказанному. Анализ ситуационного подхода доказывает обратное, когда всему миру приходится бороться за здоровье и жизнь, цивилизованным источником для знаний становится интернет, используемый как некий рекреационный ресурс, как база знаний, как стиль самовыражения и удовлетворения части потребностей, согласно пирамиде А.Маслоу, в данной точке зрения отражаются лишь положительные представления о достоинствах всемирной сети.

Ключевыми недостатками применения дистанционной образовательной технологии в обучении являются:

  1. Невысокая скорость интернета, что мешает полноценно вникать в учебный процесс, преподавателям не позволяет вовремя проверить задания и качество уровня освоения базовых знаний в предметной области.
  2. Проблемы «зависания» электронных платформ различных образовательных учреждений, сложности осуществления видеоконференций и видеоконтроля за процессом проверки знания. Во многих учебных заведениях серверы не подготовлены к большому потоку информации, увеличению количества пользователей, что отрицательно как для обучающихся, так и для профессорско-преподавательского состава. Согласно статистическим данным, представленным на просторах интернета, сервер Zoom, сильно отличался статистикой посещений: в декабре 2019 года их аудитория состояла из 10 млн человек, в марте 2020 года она возросла до 200 млн. На данный момент специалисты стремятся добиться бесперебойной работы своих серверов. Таких приложений достаточно много. То есть в приоритете сохранение непрерывности процесса образования.
  3. Очевидный факт, вызывающий затруднения людей – материально-техническое оснащение семьи, важно наличие хотя бы одной единицы какого-либо смартфона или компьютера на каждого обучающегося. Зачастую в большинстве среднестатистических семей имеется лишь один компьютер, а ведь он-важнейший элемент организации системы, краеугольным камнем в данной ситуации лежит и наличие смартфона бюджетных моделей, что не всегда может длительное время без подзарядки аккумулятора функционировать бесперебойно.
  4. Данные проблемы в перспективе будут устранены, сегодня множество образовательных организаций устремляет взоры за повышением качества собственной образовательной платформы или улучшением интерфейса.
  5. Так как преподаватель не видит обстановки вокруг экрана ноутбука, возможно влияние третьих лиц на систему оценки знания обучающихся, каковыми являются применение различных шпаргалок вне поле зрения камеры, подсказки родителей, освоение все новых информационных технологий для обхода прокторинга.

Опираясь на данные результатов социологического опроса студентов -представителей разных вузов, можно сделать выводы о полезности дистанционного обучения при угрозе распространения короновирусной инфекции, при наличии возможности «самоизолироваться», в противовес ему то, что бывает крайне неудобно, организация и функционирование требует перемен. Старшее поколение, особенно родители школьников утверждают об ухудшении социальной значимости и необходимости обучаться, происходит переоценка ценностей у детей. В любом случае, дистанционное образование включает и достоинства, ведь данная система может оказаться вполне удобной для тех, кто не в силах посещать занятия, очно обучаться по каким-либо серьезным причинам, именно в вышесказанном утверждении стоит искать яркий подтекст на непрерывность образования, ведь взаимодействие обучающегося и педагогов происходит, освоение образовательной программы продолжается по-новому.

Тенденция перехода к дистанционному обучению способствует облегчению преподнесения материала. Но представители технических вузов терпят неудобства, ведь не всегда легко производить расчеты без доски и преподавать математику без объяснения решения какого-либо уравнения. Дисциплины, изучение которых требует обсуждений, ответов на вопросы, не сильно изменились по методике преподнесения материала, все же живое общение неспособно всецело заменить экран ноутбука или смартфона.

Пандемия COVID-19 принудительно подтолкнуло к реформированию образовательного процесса, к временной отмене очного образования. Как выпускница педагогического университета я считаю, что ни в коем случае не стоит полностью отменять очное образование, достаточно консервативно, но в любом раскладе при взаимодействии в социуме лишь происходит социализация личности, закладываются ценности, складывается имидж, поэтому дистанционные образовательные технологии никогда не смогут полностью заменить всю систему очного образования и применимы лишь в качестве дополнения для повышения уровня знаний [2,c.688].

Список литературы

  1. Лутфуллин, Ю.Р. Развитие интеграционных процессов в звене «вуз-предприятие» на основе новой образовательной парадигмы управления знаниями: научные доклады / Ю.Р. Лутфуллин, А.Э.Ганиева. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2017. – 44 с. – ISBN 975-185-620-1. – Текст: непосредственный.
  2. Социальная политика : словарь / под редакцией Н. А. Волгина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 688 с. — ISBN 978-5 8291 3149-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132854 (дата обращения: 05.06.2020). — Режим доступа: для авториз. Пользователей

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail