Инновационные технологии в обучении студентов современному рисунку

Овчинникова Анна Алексеевна – студент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Аннотация: Целью данной работы является показать важность преподавания рисунка для студентов в самом современном аспекте, необходимость применения инновационных технологий, и, в частности, обратить внимание на активное применение на занятиях технологий мультимедиа, позволяющих будущему специалисту-художнику все активнее вливаться в круг востребованных профессионалов своей профессии. Этот процесс востребован с целью повышения актуальности, значимости человека, принадлежащего к творческой элите человеческого общества. Также статья является значимой для преподавателей живописи, рисунка, обозначает их роль в этом процессе.

Ключевые слова: ИКТ, студенты, рисунок, технологии, способности, графические редакторы, художник.

Инновационные технологии в 21 веке все шире затрагивают различные сферы жизни человека. И действительно, уже практически не осталось ни одной области, где бы они не применялись. Традиционные методики преподавания рисунка продвигаются вперед. Это касается и специалистов творческой сферы, таких как художники, для которых также открываются новые возможности в обучении.

В дальнейшем это позволят им найти себя как профессионала в процессе создания картин и рисунков с помощью разнообразных интернет-технологий, что, в свою очередь, позволяет преподавателям повышать свое педагогическое мастерство и готовить к профессиональной деятельности востребованных специалистов третьего тысячелетия [1].

Преподаватели, проходя курсы повышения квалификации, получают новейшие знания, которыми они щедро делятся со своими студентами, значительно продвигая сферу творчества вперед. Главной задачей современного образования служит синтез, интеграция различных знаний, изучение новых способов и методологии преподавания, которые позволят специалистам сферы искусства найти свое достойное место на рынке труда.

Мировой рынок современного искусства переполнен и тем более стоит выделиться чем-то особенным в плане творчества. Поэтому вполне уместным служит применение специальных программ, таких как Photoshop, Painter, Alchemy, ZBrush и так далее, сочетая которые можно достичь высоких результатов.

Применение специфических купольных проекций или участие в разнообразных шоу требует от художника умения работать с графическими редакторами. И это уже требование современного времени, уйти от которого невозможно.

Значительная часть вузов Китая, разучивая со студентами натюрморт как один из видов живописи, в обязательном варианте на электронной доске большого формата показывает все этапы работ, которые в этом случае являются максимально наглядными и облегчают процесс обучения и запоминания для студентов.

Также при изучении модели человека активно используется 3D-модель. Преподаватели все чаще применяют QR-коды для быстрого доступа к необходимой информации, которая в таких случаях занимает меньше времени для понимания реалистичных моделей рисунка.

Причем возможности действительно многогранны: это и получение быстрых ссылок на определенные ресурсы с графическими и тестовыми составляющими, необходимыми в процессе обучения. Также довольно часто включены в программы изучения трехмерные модели исследуемых объектов.

В российской образовательной системе школ и колледжей применение ИКТ-технологий начало развиваться совсем недавно по сравнению с аналогичными методиками в мире, но, тем не менее, уже набирает свои обороты и поднимается на новые вершины преподавания.

Использование подобных технологий позволяет достигать креативности творческого потенциала выпускаемых кадров. Классические, научно-обоснованные системы обучения часто не соответствуют требованиям современного общества.

Кардановский, как один из ведущих специалистов в области обучения рисунку в российском образовании не раз подчеркивал: «В художественной школе надо овладеть законами изобразительных приемов. Все обучающиеся искусству должны подчиняться способам и приемам выражения, то есть уметь передавать форму, свет, цвет, характер, движение и пропорции» [2].

Только таким образом удается выстроить дорогу к более длинному результату по получению практических навыков в живописи на современном уровне. Именно компьютерные технологии быстрее позволяют формировать у студентов пространственное воображение, способствуют более глубокому запоминанию и совершенствованию различных этапов рисунка, что позволяет в конечном итоге, тратить на этот процесс гораздо меньше времени и оптимальное количество средств на процесс обучения.

Они способствую выработке терпения, решительности и упорства в достижении цели. Наиболее выгодно себя зарекомендовал в этом аспекте эмпирический образец знаний, связанный с практической деятельностью. Показ слайдов, проектная деятельность обучающихся, объяснение нового материала, связанных с презентациями, применение специальных модулей для развития художественных умений, образного мышления и воображения дает значительно более высокие результаты нежели, классическое обучение [3].

Тем более, студенты первых курсов колледжа не могут в первое время похвастаться достаточно большим практическим опытом работы. Требуется большая, филигранная работа по оттачиванию профессиональных навыков будущих художников, в которых и могут помочь информационные технологии, самыми главными из которых являются медиа.

Выше было отмечено, что усвоение практических знаний и навыков с использованием ИКТ-технологий требует меньших разнообразных затрат, если проводить его в интерактивном формате, к которому более восприимчиво молодое поколений в целях получения новой информации.

Хотя и современная академическая школа живописи и рисунка до сих пор оберегается российской системой обучения, она уже давно нуждается в усовершенствованиях, в том числе и применении компьютерных технологий нового уровня для того, чтобы выпускаемые специалисты соответствовали уровню мировых стандартов. Только таким образом удастся достичь в художественном образовании целостного и комплексного подхода к обучению.

Тренинги, проектная деятельность студентов, интерактивные игры по обучению современному рисунку уже даже на начальном этапе дают возможность выстроить правильную дидактику и методологию обучения с более высоким конечным результатом.

 В российской образовательной системе различают 2 вида методик преподавания в овладении современным рисунком [4].

  1. Пассивный – это краткая лекция по теории рисунка, представляющий разбор теоретической части. Здесь студенту требуется большая восприимчивость к достаточно объемному количеству информации.
  2. Активный – представляет собой интерактивные методики, позволяющие научиться работать в графических редакторах с помощью акварельных красок, линеров различной ширины, фломастеров для эскизов и многих других инструментов.

Преимущество интерактивных занятий заключается в большом количестве практических занятий как наиболее ценных аспектов обучения, характеризуются более быстрым переходом от теории к практической деятельности, которой порой не хватает в традиционной системе обучения рисунку.

Здесь первые практические работы связаны с обучением методам штриховки, цвета и потом уже идет переход к более объемным композициям, в том числе и рисунку групп людей. С помощью ИКТ-технологий удается в доступной форме изучить основы композиции, научиться работать с деталями, светотенью и объемом.

Последние исследования в области преподавания современного рисунка показывают, что именно применение компьютерных технологий на 70% и более помогает в гораздо лучшей степени развить художественные способности обучающихся, совершенствовать зрительную память и развивать креативность идей [5].

Использование графических планшетов и различных смартфонов, позволяет на начальном этапе обучения пользоваться тысячами градаций цветовых оттенков, создавать объемные, реалистичные панно более высокого качества в самые короткие сроки. Таким образом, стоит отметить, что компьютерные технологии дают поколению больше возможностей, являются инструментом познания и мотивации студентов в развитии художественных способностей.

Список литературы

  1. Голицын, И.В. Разговор об искусстве / И.В. Голицын. – М.: Русский мир, 2015. – 361 с.
  2. Голомбински, К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа / пер. с англ. Н. А. Римицан. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
  3. Дирксен, Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / пер. с англ. О. Долгова. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. –382 с.
  4. Макнейл, П. Настольная книга веб-дизайнера / П. Макнейл. – СПб.: Питер, 2013. – 264 с.
  5. Тютюнова, Ю.М. Пленер: наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.М. Тютюнова. – М.: Академический проект, 2015. – 298 с.