УДК 902

Культурно-познавательный туризм на примере археологических памятников

Исмоилова Парвина Хамиджон кизи – студентка магистратуры по программе «Прикладная и междисциплинарная история» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г.Санкт-Петербург.

Аннотация: На сегодняшний день археологические объекты являются главным индикатором развития туризма в мире. Соответственно, в статье рассматривается вопрос о том, как археологические памятники Ферганской долины могут стать основой развития культурно-познавательного туризма в регионе. В статье даны сведения об археологических объектах, как Ахсикет, Кичик суфан, Эйлатанское городище и их историческая значимость для Ферганской долины. Также в работы описаны артефакты, которые были найдены в этих городищах, и каким образом или почему могут заинтересовать потенциального туриста.

Ключевые слова: археологические памятники, Ферганская долина, Эйлатанское городище, Ахсикет, Кичик суфан, артефакты.

Ферганская долина как неотъемлемая часть Центральной Азии, богата археологическими памятниками, хронологический диапазон которых охватывает с периода бронзового века (данные по археологии свидетельствуют о том, что, ещё в период эпохи бронзы в Фергане формируются памятники, относящиеся к двум культурам - земледельческой чустской и скотоводческой степного типа) [1] до средневековья. Среди сохранившихся многочисленных памятников прошлого археологические объекты Ферганской долины являются артефактами по изучению истории Древней Ферганы. На территории Ферганской долины сохранилось огромное количество редчайших археологических и исторических памятников, которые имеют значение для развития международного туризма.

Познавательный туризм предоставляет путешественникам полностью узнать о культуре, истории и традициях другого народа. Так, к примеру, археологические памятники являются главным побудителем туристкой мотивации, так как археологическая практика является оживленным процессом восприятия древности. Если археологические объекты будут вовлечены для туризма, это благоприятно отразится для самих археологических памятников, так как туризм поощряет стимул оxраны и соxранения археологическиx памятников.

Исследования Ферганской долины впервые были организованы членами археологического кружка в конце XIX века, однако тогда периодизация первых поселений Ферганской долины не была установлена. Судя по археологическим данным, земледельческое освоение Ферганы началось в эпоху бронзы, так как археологические объекты более раннего периода не были обнаружены. Вопрос о существовании здесь памятников бронзового века впервые был поставлен Борисом Латыниным в связи с открытием крашеной керамики на Эйлатанском городище в 1933-1934 годах [2]. Это поселение на Эйлатанском городище относится к поздненеолитическому времени или к ранней бронзе, т.е. к VI-IV тысячелетиям до н.э., и обнаружено Б.А.Латыниным в 1928-1930 гг. в районе Эйлатан и Нарынского совхоза на границе современных Андижанской и Наманганской областей, к северу от Хакулабада [3].

Благодаря работе профессора Б.А.Латынина была установлена первая периодизация ферганской поселенческой культуры и проведена первая археологическая экспедиция. Таким образом, Б.А.Латынин был первым археологом, который организовал в 30-е годы XX века археологические раскопки долины Ферганы и дал датировку обнаруженным поселениям и предметам.

На сегодня одним из ярких археологических памятников Ферганской долины является городище Ахсикент, который считается главным туристическом объектом и где наблюдается большой поток туристов.

Городище Эски Аxси является самым крупным археологическим памятником Ферганской долины. В долине самыми крупными городами считались Ахсикент, Кува и Ош [4]. Городище расположено на правом берегу Сырдарьи в 2 км от города Намангана, рядом с селением Гул кишлак и Шаxанд. Впервые общая характеристика и историческая топография средневекового города Аxсикент была дана в работах Василия Бартольда, который установил трехчастное деление города на цитадель, арк, куxендиз, внутренний город - медина, шаxристан и пригород - рабад. Это до сиx пор остается единственной схемой для определения средневекового города Средней Азии. Сначала город состоял из двух частей: арк и шаxристан, позже, во втором веке до н.э., появился ремесленный пригород площадью около 10 га. В раннем средневековье город расширяется на восток, и площадь города составляет примерно 600 га. [5].

Судя по сохранившимся остаткам очень трудно сказать что-нибудь конкретно о первоначальной планировки цитадели Аxсикета, так как основная часть восточного пригорода была уничтожена рекой Сырдарьей. Однако, несмотря на это, раскопочные работы дали очень интересные материалы, раскрывающие его историческую топографию.

Археологические экскурсии можно совмещать с посещением малых городов на территории Ферганской области, в каждом из которых сохранились исторические объекты. Так, например, курганы, которые тоже несут туристическую важность.

На современной территории города Кувасая Ферганской области в 1986 году Геннадием Ивановым было найдено селение Кичик суфан. Это поселение характеризуется тем, что там Г. Иванов обнаружил могильник. Могильник отличается тем, что обнаруженные скелеты были захоронены по мусульманскому обряду и по времени определяются как 100-200 лет тому назад.

Поселение было прямоугольное, поверхность была покрыта бугорками, что указывает на место захоронения. В катакомбе находились скелеты, лежавшие в вытянутом положении на спине, ориентированы в северном направлении, с лицом, обращенном на запад.

Могильники были предназначены для детей и взрослых. Отличительной чертой этих ям является то, что детские погребения были в простых ямах на глубине 50-70 см. [6].

Следует отметить, что в Ферганской долине и за ее пределами могила засыпалась именно так, и что засыпание могильников носит символический характер. Так, например, в Ферганской долине выделялось 6 вариантов заполнения могильной ямы:

  1. засыпка тем же материалом, полученным при копании ямы;
  2. добавка в засыпь камней и галек;
  3. закладка входа в подбой или катакомбу крупными камнями;
  4. закладка нижней трети или половины могильной ямы крупными камнями;
  5. закладка всей могильной ямы крупными камнями;
  6. забивка камнем верхней части могильной ямы [7].

Археологические объекты Ферганской долины отличается тем, что памятники находятся в местности, где природа отличается своей красотой. Можно с уверенностью прогнозировать о том, что археологический потенциал будет играть большую роль для выявления новыx туристических маршрутов по Ферганской долине.

Список литературы

  1. Наталья Горбунова. Новые данные о культуре эпохи бронзы Ферганской долины. -Фергана: 1957, №3. С.4.
  2. Юрий Заднепровский. Древнеземледельческая культура Ферганы. -М: Академия наук ССР, 1962. С.7-8.
  3. Александр Бернштам. Древняя Фергана. -Т.: Фан, 1951. С. 5.
  4. Шамсиддин Камолиддин. Фарғона қадимда ва ўрта асрларда. Сб.: “Фарғона водийси тарихи янги тадқиқотларда” мавзуидаги III республмка илмий анжумани материаллари. –Фарғона: 30 май 2014. С.37.
  5. Абдулхамид Анарбаев. Аxсикет - столица древней Ферганы. -Т.:Tafakkur, 2013. С.44.
  6. Геннадий Иванов. Отчет о работе археологических экспедиций Ферганского Областного Краеведческого музея в 1986 году. –Фергана: 1986. С. 2-3
  7. Борис Литвинский. Курганы и курумы Западной Ферганы. - М: Наука, 1972. С.89.