gototopgototop

УДК 93/97

Религиозный фактор политических конфликтов

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Гильмутдинова Алена Эдуардовна – студентка кафедры Международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с распространением и сложностью урегулирования религиозно-политических конфликтов в мире. Религиозная составляющая является сегодня частью десятков конфликтов. Трудно найти регионы, где бы не возникали разногласия на этой почве. 

Ключевые слова: конфликт, религия, политика, международное право, договор, абсолютизм, этническая группа.

Особенность конфликта определяется различными методами, которые субъекты используют для отстаивания своих целей. Каждый политический конфликт продиктован уникальными проблемами и характером преследуемых интересов. Это всегда конфронтация субъекта с иными устоявшимися ролями в система властных отношений.

Процесс взаимодействия религии и политики происходит в каждом обществе, но отличается степенью их взаимного влияния. Современная система международных отношений во многом светская. Тем не менее, религиозные взгляды некоторых людей играют определенную, а иногда и очень важную, роль во внутренней жизни отдельных стран и в развитии международных отношений.

В нашу динамичную эпоху все предыдущие геополитические константы могут измениться - географическое положение, расстояние и пространство, территориальная ориентация мировых политических и военных сил. Геополитические концепции раньше не учитывали религиозную осведомленность людей, не брали во внимание определенные условия религиозных традиций в конкретном регионе и соседних с ним странах.

В международной политике религиозный фактор изначально заключался в миссионерской деятельности, которая выступала решающим фактором в геополитических проблемах страны. Миссионеры повлияли на изменения в традиционном религиозном порядке страны. Так, например, в Японии пришел католицизм.

Миссионерам было выгодно использовать для распространения своих геополитических интересов страны с развитой экономикой, способные поддерживать данный вид деятельности. За пределами своей страны такие государства могли также расширить собственное внешнеполитическое влияние с помощью созданных религиозных организаций.

Региональные аспекты внутренней политики государства сегодня используются для обеспечения национальной безопасности. Разрабатываются специальные стратегии, которые используют для анализа изменений в обществе.

Международное право закрепляет за странами их фундаментальные интересы, которые не должны выходить за рамки международных законодательных актов и договоров. Это гарантирует странам их политическую независимость, предотвращает вмешательство одних государств в дела других, повышает уровень безопасности и благосостояния граждан, способствует социальному и культурному прогрессу. Географическое положение страны определяет ее экономический и политический статус, а также национальные и культурные особенности.

Государственная власть была ранее определена как военная сила. В настоящее время основная борьба за сферы влияния происходит в основном за счет экономического проникновения, которое имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация. В результате комплекс условий является основным показателем геополитической мощи государства. Помимо военного насилия, доступ к сырью, источникам энергии и т.д., важную роль играет культурно-религиозное проникновение.

Религиозная составляющая стала центральным инструментом влияния исламистских сил. Аятолла Хомейни говорил, что «ислам в целом - это политика. Политическая наука берёт начало в исламе». «Ислам имеет дело с политикой, с управлением страной. Исламские законы дают возможность управлять большими странами». Фундаменталисты в отдельных странах смогли сделать свою идеологию доминирующей. Примером может являться Исламская Республика Иран. Фундаменталистские группы не признают светские и государственные институты общества.

Мирное решение межконфессиональных вопросов возможно только через открытый и дружественный диалог. В современном мире религиозные и духовные проблемы часто вызывают множество отрицательных изменений в политике. Этот идеологический инструмент экстремисты могут использовать для манипулирования своими последователями. Религиозный экстремизм и терроризм выходят за рамки канонов ислама или любой другой религии, противоречат всем закрепленным нормам.

В мировой политике религиозный фактор усиливается в критические периоды исторического развития. Взаимное уважение друг друга прописано во всех догмах. Мировые религии дают международным отношениям необходимую моральную основу.

Во второй половине ХХ-го века в мире повысился уровень религиозности населения. Были созданы специальные фонды, организации, движения и партии. Существование подобных групп, пересекающих национальные границы, находясь на противоположном континенте, может быть одним из основных факторов развития конфликтов

Различают следующие типы религиозно-политических конфликтов:

  1. Конфликты с автономными или сепаратистскими движениями, где у народа есть общая культура и история, общий язык и общее происхождение. В Бенгалии в 1947 году подобный конфликт разделил территорию региона: Западня Бенгалия стала частью Индии, Восточная Бенгалия отошла к Пакистану.
  2. Конфликты этнических групп, которые не разделяют религиозные убеждения большинства населения. Примером такого конфликта является конфликт пенджабских сикхов, которые борются с индийским правительством, чтобы создать «Халистан» («Страна Чистых»).
  3. Конфликты миграционных процессов с последующим расколом общества. Выражаются в стремлении вновь объединить народы, проживающие в нескольких государствах. Сюда относится и ситуация с курдами в Турции, Ираке, Иране и Сирии.
  4. Конфликты религиозных и общественных противоречий. У религиозного меньшинства появляется небезосновательный страх того, что религиозное большинство начнет нарушать их права. В Саудовской Аравии и Ираке шииты всегда стремились к политической автономии, не исключая и возможности отделения от государства.
  5. Конфликт абсолютизации каждой религии. Ее усиливают выступления известных политических деятелей и организаций. В 1980-х годах в исламских странах подобные конфликты провоцировались «Братьями-мусульманами». Эти идеи – основа борьбы за гегемонию в мусульманском мире.

Религиозный фактор не утратил свое особое значение и в современности. Ближний Восток и Африка продолжают выступать в качестве регионов с самыми сильными противоречиями.

Характер, роль и значение религиозного фактора в конфликтах является одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня. Религия способствует поддержанию социальных и политических ценностей, что влияет на отношение общества к закону и власти. Связь религии и политики определяется тем, что вера – это часть национальной культуры. Она дополняет социальную и политическую структуру общества.

Список литературы

  1. Андреева Л.А., Ряховский В.В. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI века // Общественные науки и современность. - 2004. - №3. С. 143 - 152.
  2. Бераров Петру. Религия в современном мире. - М.: Наука. - 1979. - 560 с.
  3. Волкова Г. И., Тадевосян Э. В. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании// Право и политика. — 2001.-№1.-С. 33 – 44.
  4. Горенштайн М. Параллельные миры. Иерусалим, 2009. – 336 с.
  5. Джемаль Г. Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке. Москва: Ummah, Социально-политическая мысль, 2005. – 517 с.
  6. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail