УДК 94

Деятельность нелегального политического кружка в Морском училище в 1870-1871 гг.

Крылова Элина Андреевна – магистр Института истории и политики Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье проводится анализ деятельности нелегального политического общества, действующего в Морском училище в период 1870-1871 гг., делается вывод о двойственности процесса реформирования системы подготовки морских офицеров.

Ключевые слова: Морское училище, политический кружок, Народная воля, Е.А. Серебряков, В.В. Луцкой.

Период 60-80-х гг. XIX века вошел в историю как время формирования революционного движения в России. Молодые офицеры и воспитанники Морского училища принимали активное участие в действиях революционных организаций. Представляется интересным рассмотреть существование, деятельность и судьбу нелегального политического кружка в стенах главного учебного заведения Морского ведомства – Морского училища.

В Морском училище в начале 1870-х гг. в результате реформирования правил приема в корпус среди воспитанников появляется незначительная прослойка разночинной молодежи, интересующейся проблемами в государстве и в обществе. Огромную важность для нас представляют воспоминания одного из воспитанников Морского училища Е.А. Серебрякова, которые содержат описания событий, связанных с возникновением нелегального политического кружка в Морском училище и его дальнейшем функционированием. Особое влияние на действия нелегального объединения воспитанников училища оказала революционная организация «Народная воля».

Нелегальное объединение воспитанников в училище возникает как кружок по чтению научно-популярной литературы политической и экономической направленности. Ежедневно после основных занятий воспитанники устраивали общие собрания в роте, на которых читали и разбирали работы Ф. Лассаля, В.В. Флеровского, Н.Г. Чернышевского и др. В воспоминаниях Серебряков пишет о роли и значении своего старшего товарища, воспитанника В.В. Луцкого. Он выступал модератором в обсуждении книг, организатором общих собраний, устраивал дебаты по изученному материалу. Но, по воспоминаниям Еспера Александровича, даже у Луцкого не было понимания о политической программе действий кружка. Будущая революция для воспитанников «представлялась в виде организованных восстаний, битв с тиранами, оканчивавшихся победой и общим благополучием, но никто из нас не представлял себе, да и не задумывался над тем, на чем будет основано и в чем будет состоять это всеобщее благо, ради которого мы будем воевать» [1, c. 14]. В воспоминаниях Е. А. Серебрякова показаны наивность и юношеский максимализм, он романтизирует обсуждения кружка.

Интересным представляются и его воспоминания о первом общем собрании с представителями организации «Народная воля»: «Скоро начались дебаты, но мы не только не принимали в них участия, но даже плохо понимали, в чем дело… мы сидели молча и от нечего делать пили чай и усердно ели сухари…» [1, c.16]. Воспитанники корпуса были недостаточно образованны, начитанны, но были увлечены идеями революции, но о решительных действиях, планах, программах выступления у них не было еще и речи.

В 1871 году в Морском училище было арестовано 25 воспитанников по делу участия в нелегальном политическом кружке. Реакцией на эти события стала отмена процесса дальнейшего реформирования военно-морского образования. В 1872 году по итогам проводимого расследования все задержанные воспитанники корпуса были прощены, им было позволялось завершить неоконченное образование в училище и отправиться исполнять службу. Но на этом их действия в нелегальных организациях не были прекращены. Так, бывшие воспитанники Морского училища Н.Е. Суханов, А.П. Штромберг впоследствии возглавили военную организацию общества «Народной воли», участвовали в подготовке покушения на императора Александра II 1 марта 1881 года. Воспитанник, воспоминания которого были проведены ранее, Еспер Александрович Серебряков с 1880 года также являлся членом организации «Народная воля», с 1883 года эмигрирует заграницу, участвует в болгаро-сербской войне, исполняя обязанности командующего болгарской дунайской флотилии. После Февральской революции 1917 вступает в партию эсеров, занимается редакцией газеты «Народ», после Октябрьской революции – уходит из партии и сосредотачивается на писательской деятельности. Как можно увидеть, революционная деятельность проходит красной чертой через всю жизнь Серебрякова. Но не смотря на революционные взгляды, Есперса Александровича вспоминали как настоящего морского офицера. Общественный деятель Л.С. Тихомиров отрицал в характере и в мировоззрении Серебрякова существование нигилистских взглядов, говорил, что даже несмотря на революционные взгляды он остается офицером флота: «Это был настоящий морской офицер. Нигилистического в нем, в сущности, ничего не было, кроме общего «передового» миросозерцания, которое, однако, не успело еще разрушить в нем даже понятия о святости присяги… Конечно, он себя оправдывал; он и других убеждал, что во имя интересов России военный обязан изменить присяге Государю…» [5]. В этих словах, написанных монархистом по взглядам (в прошлом также народовольца), видно уважение к Серебрякову, к его работе, к участию в революционной деятельности.

Функционирование нелегального кружка в Морском училище позволяет сделать вывод о существовании двойственных последствий проводимых реформ учебного заведения в 1860-х гг. Е.А. Серебряков, В.В. Луцкой, Н.Е. Суханов, А.П. Штромберг, окончившие училище связали свои жизни с революционной деятельностью, выступили против существующего государственного строя, участвовали в организации покушения на императора. Вместе с ними в одни и те же года выпускались офицеры, доблестно сражавшиеся в Русско-турецкой войне, участвовавшие впоследствии в продолжении реформирования флота, составившие доблесть отечественного флота. Среди них можно назвать генерала флота, героя Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Е.И. Аренса, лейтенанта А.И. Коновицына, талантливого адмирала К.Д. Нилова, капитана 1-го ранга, героически погибшего в Цусимском сражении, В.И. Бэра. Они верно несли службу на дальних морских границах Российской империи, талантливо показали себя в ряде сражений. Обучение рядом этих людей и столь разная их судьба позволяет говорить о двойственных последствиях реформирования процесса морского образования.

Список литературы

  1. Емелин А.Ю. Морской кадетский корпус в воспоминаниях воспитанников. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2003.
  2. Коргуев Н.А. Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года: с приложением списка выпускных воспитанников 1753 – 1896 гг. СПб., 1897.
  3. Ливенцев Д.В. Подготовка и обучение матросских кадров российского императорского флота во второй половине XIX - начале ХХвв. // Формирование профессиональной компетентности в системе непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж: Изд. Научная книга, 2010. С. 128 - 130.
  4. Огородников С.Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802 - 1902гг.). СПб., 1902.
  5. Серебряков Е.А. Биографический указатель // Хронос: Сетевой проект Всемирная история в интернете [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/serebr_ea.php.