УДК 004.05:654:331.103

Моделирование информационной системы для автоматизации процесса приема и учета заявок клиентов торговой организации

Никитин Антон Сергеевич – студент филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске.

Аннотация: В статье проводится построение функциональной модели по стандарту IDEF0 информационной системы, разработка и внедрение которой позволит автоматизировать процесс приема и учета заявок на оказание услуг от клиентов торгового предприятия, в качестве которой выступает веб-приложение, как наиболее оптимальный вариант автоматизации данного процесса. Процесс моделирования осуществлен с учетом общих требований, предъявляемых к системе. Таким образом, в статье представлены функциональные характеристики возможной системы.

Ключевые слова: Бизнес-процесс, приём заявок, заработная плата, торговая организация, информационные системы, эффективность.

В настоящее время торговля является высококонкурентной отраслью. При автоматизации процесса приёма заявок клиентов важно правильно определить тип информационной системы. В торговых организациях для приёма заявок клиентов используются в основном распределенные клиент-серверные системы, такие как веб-приложения, в которых используется протокол HTTP [5]. Использование данной архитектуры для торговых организаций рационально. К тому же, практически все конкуренты в нише имеют собственный веб-сайт.

Существует два основных способа создания продукта: с помощью систем управления контентом и разработка сайта собственноручно [13]. Второй подход основан на ручном создании сайтов, что позволяет оптимизировать веб-ресурс под конкретные цели и задачи.

Придерживаясь вышеизложенной информации, можно сказать, что выбор веб-приложения для автоматизации приёма заявок клиентов на торговом предприятии является самым рациональным решением [3]. Для разработки веб-приложения будет использоваться программный подход, то есть разработка сайта без использования разных готовых систем, так как применение этого подхода наиболее полно позволит достичь намеченных целей. Кроме того, затраты на разработку сайта несоизмеримы ниже. Для этого была разработана функциональная модель TO-BE по стандарту IDEF0, как показано на рисунках 1-2.

1

Рисунок 1. Контекстная диаграмма.

2

Рисунок 2. Декомпозиция контекстной диаграммы.

После внедрения системы торговая организация получит: оптимизация процесса и времени приема заявок, получение точных сведений о заявках и их количестве, сокращение времени подготовки отчетов, повышение эффективности и надежности используемой информации.

Теоретическая значимость: выявленные и структурированные характеристики существующего бизнес-процесса, разработанная функциональная модель информационной системы для приёма заявок клиентов.

Практическая значимость: возможность применения разработанной ИС, отзывы клиентов торговой организации, возможность адаптации системы под предприятие любой отрасли торговли и сферы услуг.

Список литературы

  1. Гохберг Г.С. Информационные технологии. М.: Академия, 2015, 208с.
  2. Крахоткина Е. В. Технологии разработки Internet-приложений [Электронный ресурс] // Университетская библиотека ONLINE. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459070 (дата обращения: 21.07.2020)
  3. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем в России : монография. М. : Издательство «Проспект», 18 мар. 2016 г. – 137 с.