УДК 33

Международные и российские системы финансовых сообщений

Петров Артем Олегович – бакалавр Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации.

Аннотация: В статье автор изучает ключевые вопросы существующих систем информационного обмена электронными платежными и служебно-информационными сообщениями на международном и внутрироссийском уровне. Актуальность темы подчеркивается последними изменениями в сфере экономических инновационных технологий в области digital. Приводится практическая оценка перспектив развития цифровизации в Российской Федерации.

Ключевые слова: Система межбанковских сообщений, транзакции, блокчейн, криптовалюта, цифровые финансовые активы, банки.

Теория игр великого ученого Джона Нэша постулирует “равновесие” как залог успешной модели поведения для всех участников. Коллаборация не имеет перспектив, если участники не будут принимать одинаковые стратегии или менять их когерентно по состоянию на сложившуюся извне ситуацию. Мы можем проследить эти мотивы и в дилемме двух заключенных. Вся экономическая и политическая азбука большинства современных лидирующих экономик мира построена на основе этих алгоритмов, когда еще век назад мы могли наблюдать совсем иные явления – поляризационные. Именно эти стратегии могут служить сегодня залогом успешной пондерации моделей экономик стран. Проблемы рыночного взаимодействия близки к проблемам теории игр [1, стр. 25]. Существующие системы финансовых сообщений показывают высокий уровень конкуренции и создают повод для пристального внимания, с целью изучения ключевых возможностей.

Мы можем наблюдать значительные трансформации в глобальных транзакционных системах. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT) успешно показывала себя последние почти 50 лет и была лидирующей системой перевода финансовых активов между странами-участниками. Но главный денежно-кредитный регулятор России принимает решение в 2014 году (на фоне отключений некоторых стран от системы) создать альтернативную структуру транзакционных моделей. Причина ясна – международная политическая нестабильность, отсутствие контролирующих рычагов влияния на условия содержания, систематизации и хранения персональных данных участников системы. Для экономики Ирана последствия отключения от SWIFT оказались почти катастрофическими [2, стр. 723]. Конъюнктура экономического макроклимата диктует правила динамических прорывов. Именно поэтому, используя возможность дублирования среды безопасных переводов, Банк России создает свою собственную национальную платежную систему, которая имеет название СПФС. Российская система помогает противодействовать финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов [3, стр. 4]. Европейский союз также создает систему финансовой взаимосвязи для обхода санкционных условий в отношении стран, на которых были наложены подобные меры. Безопасность линий и каналов связи – безусловный приоритет создания среды международных и национальных средств передачи финансовых данных. Существуют российские разработки, которые основаны на многократном звеньевом контроле. Согласно указаниям ЦБ РФ, на все финансовые организации возлагается обязанность переходить регулярно на новые версии АРМ КБР, которое расшифровывается как Автоматизированное рабочее место клиента Банка России. Задача для многих банков была не простой, но только потому, что еще не были разработаны последние инновационные достижения, которые удается оперативно внедрять в систему межбанковских финансовых сообщений уже сегодня. Все банки обязаны соблюдать разработанные правила для Унифицированных форматов электронных банковских сообщений (УФЭБС).

Что именно предоставляет первостепенную угрозу для пользователей?

  1. Незащищенность электронных сообщений и злоупотребления этим фактом со стороны третьих лиц.
  2. Все неточности, которые возникают в результате некорректного заполнения данных или реквизитов.

Большинство подобных проблем исключается благодаря разработкам российских IT – специалистов экономической сферы, которые позволяют отслеживать, контролировать и оперативно реагировать на все произошедшие события.

Какая роль отведена в системе международных финансовых сообщений блокчейну? На дату написания статьи утвержден в третьем чтении Государственной Думой проект Федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4]. Запрещены расчеты криптовалютой на территории Российской Федерации. Она не признается денежной единицей РФ или любого другого государства. Все сделки с ее использованием могут быть отнесены к операциям, направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [5]. Однако развитие блокчейн-технологий активно поддерживается государственной Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [6]. Внедрение блокчейн-технологий - один из важнейших маркеров уровня развития страны [7, стр. 89].

Прогнозы международных экспертов обещают революционный прорыв в транзакциях, в том числе и в сфере использования кредитными организациями блокчейн-технологий. Что предлагается? Во-первых, официальная трансляция сохраненных первоначально блоков о сути операции. Во-вторых, каждый, кто имеет доступ, получает возможность стать участником легализации сделки. В-третьих, обеспечивается прозрачная запись транзакций. И именно банкам предлагается в полной мере освоить и задействовать эти механизмы, так как суть существования банка лежит в содействии развитию экономики, коммерции и бизнеса. Экономические модели государств существуют и развиваются благодаря цифровизации всех сфер и систем общественных отношений. На базе digital технологий расцветает не только экономика, но и политика. 

Системы безопасного обмена информационного финансово-экономического сообщения банков безусловно являются приоритетом в экономике любой страны. И как сказано было в начале, баланс необходимо соблюдать. Пользуясь только внутринациональными системами и игнорируя международные наработки, государства могут терять доступ на крупные рынки. Стремление обходиться несколькими не взаимосвязанными структурами может повлечь за собой за собой коллизии и в сфере делового оборота, и в законодательстве. Однако глобальные монополии в области международных транзакционных систем могут исключить правила прозрачной конкурентоспособности. 

Список литературы

  1. Дорошенко А.А. Применение аппарата теории игр для анализа проблем микроэкономики // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. Т. 2. № 2. С. 25-27.
  2. Омаров К.А. Экономические последствия отключения исламской республики Иран от международной платежной системы SWIFT // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 3 (771). С. 722-736.
  3. Антонян В.Ю. Российский аналог SWIFT // Банковские услуги. 2016. № 5-6. С. 2-6.
  4. Проект Федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 22.07.2020) СПС Консультант + // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=197492#036427144293002245 (Дата обращения 09.08.2020).
  5. Информационное сообщение Росфинмониторинга "Об использовании криптовалют" СПС Консультант + // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158661/ (Дата обращения 09.08.2020).
  6. "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (Дата обращения 10.08.2020).
  7. Истомин Е.П., Кирсанов С.А., Леонтьев Д.В. Некоторые аспекты применения блокчейн-технологий в современной экономике // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2020. № 1 (37). С. 88-102.