УДК 004
Сравнение информационных систем для автоматизации приема заявок на оказание услуг на торговом предприятии
Никитин Антон Сергеевич – студент филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске.
Аннотация: В статье раскрыта сущность программных продуктов для автоматизации процесса приёма заявок на оказание услуг на торговом предприятии и необходимость их использования в настоящий момент времени. Также проведен сравнительный анализ четырех наиболее популярных существующих программных продуктов в рассматриваемой предметной области, в итоге которого было предложено одно решение внедрения продукта с пояснениями его относительностей и особенностей.
Ключевые слова: Информационная система, торговое предприятие, электронная коммерция, прием заявок, AmoCRM, Битрикс.24CRM, «Мегаплан», Pipedrive, Retail CRM.
Повторяющимися типовые бизнес-процессы, связанные с приемом и обработкой заявок, часто возникают у различных организаций. Одной из таких является проблема учета и приема входящих заявок клиентов. Для качественного роста и развития бизнеса эту проблему надо решать. Первое, что приходит на ум – настройка бизнес-процесса при помощи автоматизации.
Особенно это важно в такой быстроразвивающейся отрасли, как Интернет-торговля. Согласно данным НАДТ за последние 4 года количество заказов через сеть Интернет увеличилось на 78% [1].
Так как процесс приема и обработки входящих заявок на торговых предприятиях – один из самых важных бизнес-процессов в компаниях, можно с уверенностью утверждать, что тема данной работы является особенно актуальной.
Объект исследования: процесс приема заявок на оказание услуг от клиентов предприятия, осуществляющего торговую деятельность.
Предмет исследования: это совокупность характеристик популярных на рынке информационных систем для автоматизации этого процесса.
Цель работы: выявление наиболее оптимального варианта автоматизации бизнес-процесса по приему и учету заявок от клиентов на торговом предприятии.
На сегодняшний день рынок электронной коммерции находится на переходной стадии [2]. Рынок уже давно зародился, но еще не успел стабилизироваться. Для организации торговли в сети используют Интернет-магазины. Отличие от обычного магазина состоит в том, что при покупке товара нет необходимости куда-то идти. Интернет-магазин даёт возможность пользователям выбрать понравившиеся товары, подобрать оптимальный способ оплаты и доставки покупки [3]. А для эффективной работы есть необходимость разработки и ведения эффективной системы для приёма заявок клиентов. На рынке информационных систем на данный момент присутствует достаточное количество систем для приема заявок клиентов и управления взаимоотношений с клиентом, то есть CRM-систем [4].
Среди систем менеджмента для менеджмента отношений с клиентами, торговые предприятия отдают предпочтение следующим: AmoCRM, Битрикс.24CRM, «Мегаплан», Pipedrive, Retail CRM.
При проведении анализа перечисленных информационных систем можно составить сравнительную таблицу, представленную в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение популярных CRM-систем.
Возможности |
Битрикс24 |
amoCRM |
«Мегаплан» |
Pipedrive |
Retail CRM |
Интеграция с IP-телефонией |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Интеграция с сайтом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Воронка продаж |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Бизнес-процессы |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Уровень сложности системы |
Средний |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Стоимость владения |
219 500 руб. |
- |
80 000 руб. |
- |
- |
Стоимость аренды |
990–10 990 руб. |
499–1499 руб. |
490 руб. |
800 руб. |
15 000 руб. |
Бесплатная версия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Анализ рынка CRM-систем позволил увидеть обширное применение таких систем и их широкие функциональные возможности, однако такие системы имеют и недостатки, такие как качество вводимых в систему данных, что влечет неточности при последующих расчётах, отчётах, а так же сложность освоения таких систем персоналом.
Поэтому для соответствия предъявленным требованиям целесообразно разработать новый проект ИС. Разработка и внедрение, в свою очередь, такого приложения не потребуют больших финансовых затрат, а сотрудникам организации не потребуются дополнительное прохождение обучения в связи с удобной навигацией и интерфейсом веб-приложения.
Таким образом, теоретическая значимость заключается в выявленных характеристиках существующего бизнес-процесса по приему заявок от клиентов торгового предприятия. А также в проведенном анализе вариантов автоматизации данного процесса с использованием существующих готовых решений на рынке информационных технологий. Практическая значимость подтверждается возможностью применения структурированных рекомендаций, содержащихся в работе, при планировании автоматизации процесса приема и учета заявок от клиентов предприятием, занимающимся торговлей.
Список литературы
- Интернет-торговля в России 2018 [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент: финансы, бизнес-планы, управление компанией. URL: https://datainsight.ru/ecommerce_2018 (дата обращения: 01.07.2020).
- Наумкин А. Электронная коммерция в 2018 году и далее [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство «Пять птиц». URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/kakoy-stanet-elektronnaya-kommerciya-v-2018-godu-i-dalee/ (дата обращения: 07.07.2020).
- Князева Е.Л. Что такое интернет-магазин [Электронный ресурс] // Студия «Семантик Диджитал». URL: https://semantica.in/blog/chto-takoe-internet-magazin.html (дата обращения: 20.07.2020).
- CRM (Customer Relationship Management) [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент: финансы, бизнес-планы, управление компанией. URL: http://www.cfin.ru/itm/crm-review.shtml (дата обращения: 20.07.2020).