УДК 1

Поиск оснований биоэтики: концепция морального взаимообмена

Ушаков Евгений Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена проблеме теоретического плюрализма в современной биоэтике и поиска моральных оснований медицинской профессии. На основе идеи о наличии внутренней морали медицины (Э. Пеллегрино и Д. Томазма) предлагается морально-коммуникативный подход к основаниям биоэтики, представляющий взаимодействие врача и пациента как моральный взаимообмен.

Ключевые слова: биоэтика, основания биоэтики, теории биоэтики, взаимоотношения врача и пациента.

Современная биомедицинская этика характеризуется плюрализмом этических теорий и подходов. К наиболее известным можно отнести такие, как подход с точки зрения принципов (Т. Бичамп – Дж. Чилдрес), утилитаризм, деонтологическую этику, этику добродетелей и др. [1]

При этом продолжается поиск объединяющих подходов, которые могли бы дать убедительное представление о моральных основаниях медицины и связанной с ней деятельности (клинической, научно-исследовательской, политической и др.). Значительные попытки в этом направлении предприняли известные зарубежные исследователи Т. Пеллегрино и Т. Томазма, которые в ряде своих работ проясняли моральные основания медицинской профессии. Так, по убеждению Т. Пеллегрино и Д. Томазмы, медицинская деятельность имеет некую исходно внутреннюю мораль, вырастающую из самих феноменов страдания и помощи и основанную на определенных добродетелях врача. [2,3,4]

В этой связи стоит подчеркнуть, что со стороны пациента взаимодействие врача и больного основано прежде всего на его доверии к своему врачу. Пациент доверяет, чтобы врач вел его какой-то период времени. В этой перспективе возникают обязательства доктора в ответ на потребность пациента в помощи и на доверие больного к своему врачу. И, с другой стороны, в ответ на поведение врача возникают моральные реакции пациента. Что происходит между врачом и пациентом в моральной перспективе? Некоторым приближением к этому может служить понятие морального взаимообмена между врачом и пациентом.

Моральный обмен касается любых встреч врача и пациента - как длительных взаимоотношений (например, для семейного врача), так и краткосрочных (например, для врача - диагноста специализированного центра). Пациент приходит к врачу со своей проблемой; он находится в ситуации нужды и ищет помощи. Врач, со своей стороны, каждый раз должен решить определенную не только клиническую, но и моральную задачу - отреагировать на нужду пациента.

К врачу, таким образом, в его профессиональной деятельности ежедневно обращен моральный и технический вопрос. Техническая составляющая может быть понята как вопрос по поводу внутренних профессиональных норм, в то время как моральная - это вопрос со стороны прежде всего самого пациента, а также - со стороны условного сообщества коллег, выносящих нормативные суждения «профессиональной этики».

В процессе морального взаимообмена врач реализует по отношению к пациенту определенные морально значимые ценности - заботу, поддержку, сочувствие, искренность и другие. Конечно, в ответ, как это обычно бывает, пациент дарит врачу свою благодарность, уважение, чувство признательности. Однако подлинный смысл моральных интеракций состоит совсем не в этом; моральный взаимообмен не есть аналог отношений купли - продажи. В перспективе совместного терапевтического продвижения между врачом и пациентом реализуются взаимносозидающие отношения. В то время, как врач в некотором смысле «дает» пациенту необходимые ценности, пациент дает врачу понимание морального смысла врачевания как такового. Иными словами, пациент укрепляет моральную позицию самого врача, учит его этой позиции на своем опыте.

Таков общий смысл морального взаимообмена, происходящего между врачом и пациентом. Врач «созидает» пациента как человека, давая ему поддержку и помощь в его уязвленной страданием, кризисной ситуации. Со своей стороны, в этом взаимодействии пациент создает моральные значения врачебной профессии. Иными словами, моральный взаимообмен есть обмен моральными значениями и отношение взаимного личностного формирования.

Существенной характеристикой морального фундамента отношений врача и пациента является то, что в процессе взаимообмена врач и пациент выступают как равноценные личности. Необходимой предпосылкой морального отклика врача на обращение к нему пациента является признание его как персоны и отношение к нему как к равному себе. Моральный взаимообмен - это способ взаимоотношений, который поддерживает неотчужденный, взаимно открытый характер интеракций врача и пациента и персонализированное видение врачом его профессиональных заданий. Подход к биомедицинской этике с точки зрения морального взаимообмена мог бы содействовать прояснению сущность медицинской профессии и ее внутренних основ, причем не замкнутых на саму профессию (то, что сегодня обсуждается как проблема преодоления профессиональной автономии или даже монополии), а морально-коммуникативных, конституирующихся во взаимодействии врача и пациента.

Список литературы

  1. Ушаков Е.В. Биоэтика: Учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2019.
  2. Pellegrino E.D., Thomasma D.C. A Philosophical Basis of Medical Practice: Toward a Philosophy and Ethic of the Healing Professions. New York and Oxford: Oxford University Press, 1981.
  3. Pellegrino E.D., Thomasma D.C. The Virtues in Medical Practice. Oxford: Osford University Press, 1993.
  4. Physician and Philosopher - The Philosophical Foundation of Medicine: Essays by Dr. Edmund Pellegrino / Ed. by R. J. Bulger, J. P. McGovern. Charlottesville, , Carden Jennings Publishing, 2001.