УДК 8

Мотив детства в повести М.Твена «Принц и нищий»

Позднякова Татьяна Александровна – студент магистратуры заочного отделения факультета Иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Аннотация: Марк Твен – величайший американский писатель, а его интерпретация темы детства в произведениях разных лет является неординарной и очень интересной. В этой статье подробно разбирается аспект детства в знаменитой повести автора «Принц и нищий» с целью установить отношение писателя к образу ребенка. Проанализировав научные источники и проведя подробный анализ текста произведения, мы смогли установить, что писатель пытался показать образ ребенка как нечто чистое и неиспорченное. Данная статья позволяет сделать картину представления об отношении Твена к детству более полной и конкретной.

Ключевые слова: реализм, детство, повесть, свобода, несовершенное общество, чистота.

Марк Твен по праву считается одним из самых выдающихся писателей в истории не только американской, но и мировой литературы. Его вклад в развитие реализма как основного течения американской прозы XIX – XX вв. ценится уже не одним десятком поколений. Произведения автора читают по всему миру, ведь они ориентированы на широкую публику – и дети, и взрослые могут читать романы Твена с полным осознанием основной мысли и глубоким погружением в атмосферу истории. Романы и повести писателя пропитаны сатирой, тонким и ироничным юмором, но при этом в них вложен глубокий смысл и затронуты самые насущные проблемы.

«Марк Твен – основоположник реализма в литературе США, национальный гений, еще при жизни ставший легендарной фигурой. Его творчество вобрало в себя менталитет, характер и культуру Америки. Благодаря его книгам складывался образ США в сознании европейцев» [Несмелова, 2017, с. 25].

Среди основных тем произведений Твена есть и политические, и остросоциальные, и морально-нравственные, и исторические, и приключенческие, и бытовые. Примечательно также то, что в основу многих его трудов легли события из его жизни. Среди самых знаменитых произведений писателя: «Приключения Тома Сойера» (TheAdventuresofTomSawyer, 1876), «Приключения Гекльберри Финна» (TheAdventuresofHuckleberryFinn, 1884), «Принц и нищий» (ThePrinceandthePauper, 1881), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (AConnecticutYankeeinKingArthur’sCourt, 1889), «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (TheCelebratedJumpingFrogofCalaverasCounty, 1867) и другие.

Одной из отличительных черт Сэмюэла Клеменса (настоящее имя писателя) была его прямолинейность и смелость в свободном высказывании собственных мыслей. Смешивая в своем стиле сатиру, иронию, серьезные проблемы и неизбежность будущего, Твен сумел создать свои шедевры. Он был ярым гуманистом и демократом, и терпеть не мог расизм и империализм.

Подобно своим современникам-романистам, Твен был одним из тех, кто проявил интерес к периоду детства как к очень интересному этапу жизни. Детство не трактовалось им как нечто побочное – наоборот, оно было невинным, чистым и непорочным, так называемым «естественным состоянием» человека. Твен убежден, что дети – самые неиспорченные и искренние люди, не попавшие под влияние предрассудков общества, под стандарты и давление взрослых, не почувствовавшие злобу и ненависть, которых полно в мире зрелого человека.

Мотив детства в творчестве Марка Твена является очень интересным для обсуждения вопросом, так как взгляды писателя буквально «росли» вместе с ним. Сознание главных героев менялось, что дает очень обширную тему для сравнения. Одним из таких произведений стала повесть «Принц и нищий», написанная Твеном в 1881 году.

Данная повесть (иногда ее трактуют как роман) является исторической и посвящена в большей степени высмеиванию политической и судебной системы Англии. Почему же мы можем считать тему детства одной из основных в данном произведении?

Во-первых, надо обратить внимание на то, что все события, вся история видится и представляется читателю с детской точки зрения. В отличие от «Приключений Тома Сойера», например, в «Принце и нищем» события представляются нам в мрачном, жестоком свете. Ребенок видит вокруг себя жестокость, несправедливость, осуждение, страх. Это становится одним из критериев произведения, а именно, критерием нравственности и моральных устоев общества.

Основными темами данной повести являются темы нищеты и богатства, нового и старого, отцов и детей, народной жизни и бедствий, политики, нравственных признаков, несовершенства общества и, конечно, детства. Среди всего несовершенства грязно-жестокого мира взрослых ребенок с его взглядом на вещи вокруг демонстрирует милосердие, любовь к ближнему и помилование. Детям не знакома взрослая жестокость, классовая система и алчность, они ведут себя непосредственно и искренне, совершают поступки не под влиянием общественного мнения, а по велению своей совести и своего «еще неиспорченного» внутреннего голоса.

Так, например, при первой встрече «нищего» (Тома Кенти) с «принцем» (Эдуардом) последний проявил, казалось бы, нетипичную и неподобающую заботу по отношению к бедному мальчику, в то время, как солдаты вели себя грубо с низшим сословием и называли его «бродяга».

«– Как смеешь ты обижать этого бедного отрока! Как смеешь ты так грубо обращаться даже с самым последним из подданных моего отца короля? Отвори ворота, и пусть он войдет!... – Ты кажешься голодным и усталым, – произнес Эдуард Тюдор. – Тебя обидели. Следуй за мной» [Твен, 1984, с. 12-14].

Читатель видит, сколько детской непосредственности и сострадания в словах принца Уэльского. Он не «играет» в социальные роли, он поступает только по зову своей нравственности и жалости к бедным и оскорбленным людям.

Еще одной «детской» чертой можно назвать стремление ко всему новому, к открытиям и незнакомым ощущениям – это обуславливает желание принца поменяться ролями с Томом и посмотреть, как живут бедные, как обстоят дела вне дворца. Все тяжбы и трудности, с которыми пришлось столкнуться Эдуарду в городе, описаны для того, чтобы показать нам, насколько жесток, недоверчив, бессердечен и агрессивен мир взрослых в сравнении с миром ребенка. Тому во дворце тоже, как оказалось, было не сладко. Все новое, что казалось привлекательным со стороны, обернулось тяжелыми испытаниями для юного сердца и ума: принятие важных решений, давление со стороны образования, статуса, заговоры и наседание со стороны всевозможных вельмож, а также принятие решения о помиловании или казни – одно из самых непонятных и страшных решений для ребенка.

Пройдя через все невзгоды, Том и Эдуард наконец обрели счастье – Эдуард стал королем, а Том занял место в его свите. Даже Майлз, который был заботлив и добр по отношению к принцу, получил назад свое имущество и благодарность от правителя. Тем самым Марк Твен хотел показать, насколько добры, справедливы и честны дети по отношению к таким же нравственно и морально образованным людям. Жестокое общество смогло оставить неизгладимый отпечаток на сознании детей, но испытания не смогли сломить их детскую наивность и искренность. В повести Эдуард описывается как справедливый и добрый монарх, но в действительности Эдуард VI был бы таким же жестоким и деспотичным правителем, как и другие короли в истории Англии. Просто он рано умер и не успел сотворить много зла. Можно сделать предположение о том, что это сделано специально – по Твену ребенок – это чистая и неиспорченная личность. Он хотел показать, что только сердце ребенка может увидеть мир таким, какой он есть, прочувствовать его, сжалиться над ним и подарить надежду на светлое будущее.

Необходимо сделать вывод о том, что одна из целей написания данной повести – это желание помочь «маленькому человеку» обрести веру в человечество, сделать мир лучше, сохранить в себе детскую чистоту, невинность и нравственное поведение. Скорее всего, это так называемый пример того, как нужно поступать, и как не нужно; как не поддаться давлению и не стать жертвой жестокого общества взрослых.

Список литературы

  1. Несмелова О.О., Карасик О.Б. История американской литературы: учебное пособие / О.О. Несмелова, О.Б. Карасик. – Казань: Казан.ун-т, 2017. – 80 с.
  2. Твен М. Принц и нищий: Повесть/ Пер. с англ. К. Чуковского и Н. Чуковского; Послесл. Т. Ланиной; Рис. Н. Цейтлина. – Переизд. М.: Дет. лит., 1984. – 223 с., ил. – (Школьная б-ка).

Интересная статья? Поделись ей с другими: