Северный морской путь: обзор транспортных рисков

Коробий Дарья Сергеевна – студент Санкт-Петербургского политехнического университета.

Аннотация: Поскольку глобальное потепление оказывает воздействие на арктический морской лед, через северный полярный регион открывается новая транспортная супермагистраль. Этот новый транспортный маршрут - Северный морской путь и Северо-Западный проход – поднимают много вопросов и затрагивают много актуальных тем. На данном маршруте присутствуют различного рода опасные факторы, такие как проблемные для навигации зоны, отсутствие (либо недостаточное присутствие) службы спасения, несогласованные сводки погоды, и сниженная коммуникационная способность. В этой статье мы рассмотрим существующие исследования по Северному морскому пути, риски и проблемы, а также представим некоторые из преимуществ и возможностей, связанных с этим новым торговым маршрутом.

Ключевые слова: Северный морской путь, Северо-Западный переход, Полярные маршруты.

По мере того, как глобальное потепление сокращает арктический морской лед, через северный полярный регион образовалась новая транспортная супермагистраль: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный Проход (СЗП). Огромные водные просторы, находящиеся к северу от сурового Сибирского побережья, труднопроходимые сложные воды и полярные льды давно устрашали моряков и исследователей. Традиционные межконтинентальные морские транспортные и торговые пути пролегали через Суэцкий канал, Панамский канал и вокруг Африканского Рога или на оконечности Южной Америки. На протяжении веков эти маршруты являлись единственными жизнеспособными морскими путями. Однако столетия полярных исследований выявили альтернативный маршрут, который соединяет существующий Северо-Восточный проход с Беринговым проливом, разделяющим Аляску и восточную оконечность России. Этот зарождающийся маршрут известен как Северный морской путь. [1]

Возможности, связанные с обеспечением надежности запасного морского пути, вызывают глобальный интерес и потенциальную экономическую эффективность для грузовых перевозок, предоставляя доступ к отгрузке дорогостоящих природных ресурсов. Это создает определенные проблемы, связанные с безопасностью, поскольку данные области ресурсов оспариваются не только полярными странами, но и неполярными странами, которые желают заполучить доступ к новым ресурсам.

В данной статье дается обзор морских перевозок через СМП, затем текущие проблемы его развития как глобального торгового маршрута и, наконец, делаем вывод о будущих возможностях, которые также формируют эту глобальную транспортную тенденцию.

В заключение мы расскажем о будущих возможностях, которые также формируют эту глобальную транспортную тенденцию как соображения безопасности.

СМП облегчает доступ мировой торговли к огромным объемам природных ресурсов, в частности нефти и газа, содержащихся в Арктике. Поскольку экономики стремятся диверсифицировать свою зависимость от источников энергии, разведка и добыча этих арктических ресурсов находится на подъеме. [2]

СМП способствует не только международным судоходным и торговым маршрутам, соединяющим Европу и Азию: он также поддерживает местную арктическую экономику, выступая в качестве транзитного маршрута для растущего спроса на морские перевозки в места назначения. Эти перевозки происходят в секторах пополнения запасов населения, морского туризма и добычи ресурсов. [3] На территории Российской Федерации СМП присоединяется к транспортной сети, которая включает крупнейшие реки Сибири. Кроме того, СМП позволяет осуществлять внутриарктические перевозки между портами и гаванями на территории Российской Федерации. Этот морской транспорт служит единственным средством доставки грузов в Арктическую зону, поддерживая экспорт горнодобывающей, металлургической и лесной продукции. Развитие данного транспортного потенциала доказало свою жизнеспособность в качестве глобальной альтернативы для Суэцкого или Панамского каналов.

Навигационные технологии в Арктике сильно ограничены. Система глобального позиционирования (GPS) ограничена спутниковым покрытием на этих широтах; магнитный компас теряет север по понятным причинам. Следовательно, безопасный Навигация с помощью этих инструментов в лучшем случае представляет собой серьезную проблему. Кроме того, карты и результаты зондирования отстают от большей части судоходной воды мира. Частично это связано с быстро меняющимся ландшафтом морского льда.

Глубина открытой воды вдоль СМП может составлять от 20 до 200 м. [5] Суда проходящие транзитом через СМП, должны проходить через различные узкие и мелкие проливы в Карском море, в море Лаптевых, в зависимости от выбранного маршрута. Большинство этих проливов не представляют большой опасности даже для самых крупных грузов. Однако, глубины до 8 м (или около 26 футов) встречаются в Проливе Лаптева, который может поставить под угрозу безопасный проход большинства судов. [4]

Надлежащая портовая инфраструктура - это не только вопрос осадки / объема, соизмеримого с размером корабля. Существующей портовой инфраструктуре на Аляске не хватает 1) поддержки движения судов в Арктике через Берингов пролив и 2) выполнение поисково-спасательных работ в зона ответственности Соединенных Штатов.

Перевозки по Арктике заметно короче, чем традиционные маршруты. Значительная экономия средств может быть достигнута за счет более короткого транзитного расстояния: либо меньшее время в пути, либо меньшая скорость движения, либо сочетание того и другого способствуют экономии средств для транспортных компаний. Транспортные фирмы могут сэкономить до 40% расстояния, в отличие от традиционной маршрутизации через Суэцкий канал. [6]

В заключении можно сказать, что СМП как новый вариант транзитного маршрута для глобального морского судоходства уже давно доказал свою жизнеспособность для поддержания региональных рынков и увеличения стоимости портовых сообществ. Однако, использование СМП сопряжено с серьезными проблемами. Наиболее заметными являются отсутствие исчерпывающей гидрографической информации, узкие и мелководные проливы и неадекватность поисково-спасательных средств.

Поскольку трафик увеличивается и все больше судов проходит через спорные пространства, которым является Арктика, странам будет важно реагировать на инциденты, связанные с судоходством, включая разливы нефти, медицинскую эвакуацию и более трагические события, такие как затопление или пожары на борту судов.

Наконец, факт остается фактом: какой бы ни была причина, Арктический маршрут стремительно открывается. Это уже не гипотеза о том, могут ли суда использовать эти маршруты в массовом масштабе, но вопрос когда. Следовательно, необходимо, чтобы арктические страны ускорили наращивание потенциала, чтобы не только поддерживать порядок, но и обеспечивать безопасность данного полярного регион.

Список литературы

  1. American Bureau of Shipping (ABS),2014 Navigating the Northern sea route: status and guidance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ww2.eagle.org/content/dam/eagle/publications/2014/NSR_Advisory.pdf
  2. The Future of Arctic Shipping - Malte Humpert, founder and executive director and Andreas Raspotnik, analyst, both at The Arctic Institute, Washington, DC, USA.
  3. The Canadian Forces and Arctic Sovereignty: Debating Roles, Interests, and Requirements, 1968-1974, PW Lackenbauer, P Kikkert – 2010.
  4. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ А.Б. Николаева, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН.
  5. ФГУП «Атомфлот» / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosatomflot.ru.
  6. Projected 21st-century changes to Arctic marine access - Scott R. Stephenson, Laurence C. Smith, Lawson W. Brigham & John A. Agnew ,2013