УДК 33

Методологические аспекты оценки эффективности действующей стратегии предприятия

Горбушина Ольга Викторовна – студент Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты оценки эффективности действующей стратегии предприятия. Актуальность исследования выражается в необходимости оценки качества реализуемой стратегии на предприятии. Практическая значимость заключается в детальном рассмотрении методов оценки эффективности стратегии предприятия: количественного и качественного.

Ключевые слова: эффективность, оценка эффективности, стратегия предприятия, оценка стратегии.

Для управления эффективностью предприятием необходима разработка единых принципов и подходов к управлению.

Одним из важнейших показателей активности предприятия является качество реализуемой стратегии. Положительная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности предприятия.

Оценка эффективности действующей стратегии предприятия является одним из наиболее ответственных элементов механизма внедрения стратегии. Эффективность выбранной стратегии определяет ее соответствие целевым ориентирам предприятия. Она характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, связанных с ее разработкой и реализацией.

Оценка эффективности стратегии предприятия является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации выбранной стратегии.

Для оценки эффективности стратегического положения предприятия используются следующие методы: качественный и количественный.

Качественный аспект включает в себя: обоснованность выбора данной стратегии, характеристику стратегических целей и стратегии предприятия, оценку соответствия стратегии внутриорганизационным процессам.

Количественная оценка стратегии предприятия содержит прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию, оценку ежегодного притока денежных средств, оценку доступности необходимых источников финансирования, оценку целесообразного значения цены капитала.

В управленческой литературе экономисты, в частности Виханский О.С., различают следующие аспекты эффективности стратегии предприятий:

  • внутренняя эффективность – управление внутренними ресурсами предприятия;
  • внешняя эффективность – использование внешних возможностей предприятия;
  • общая эффективность – обобщение внутренней и внешней эффективности;
  • рыночная эффективность – способность поддерживать уровень спроса и предложения на рынке;
  • целевая эффективность – достижение целей предприятия.

Оценка эффективности стратегии предприятия проводится на трех уровнях:

  1. Отдельного менеджера;
  2. Функционального подразделения;
  3. Системы управления предприятием.

В критерии оценки эффективности отдельного менеджера входят: потенциал, сложность и результаты работы.

Оценка функциональных подразделений предприятий проводится по следующим позициям:

  • оценка квалификации персонала подразделения (средний уровень квалификации специалистов, входящих в состав отдела управления);
  • оценка организации управленческого труда в подразделении (целесообразность штатного расписания, разграничение служебных обязанностей между сотрудниками отдела управления, а также документооборот отдела);
  • оценка технологии управления (усовершенствование и модернизация технической оснащенности отдела управления);
  • оценка результативности управленческой деятельности.

Оценка на уровне управления предприятием в целом отражается в следующих показателях:

  • коэффициенты, отражающие положение предприятия на рынке;
  • коэффициенты, характеризующие эффективность использования персонала предприятия;
  • коэффициенты, характеризующие финансовое состояние предприятия;
  • показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность стратегических решений.

В процессе решения проблем оценки эффективности действующей стратегии предприятия, необходимо учесть следующие критерии оценки, применяемые в мировой науке:

  1. Действенность – уровень достижения стратегических задач предприятия. Для выявления данного уровня необходимо сопоставить плановые результаты с фактическими, путем расчета экономических индексов.
  2. Экономичность – уровень использования системой «нужных» вещей. Показатель определяют путем сравнения ресурсов, которые планировалось пустить на управленческие нужды, с ресурсами, которые были фактически потреблены.
  3. Качество представляет собой степень соответствия системы определенным требованиям, спецификации и ожиданиям клиентов.
  4. Прибыльность – это сопоставление между сметой и фактическими расходами. Показателями прибыльности являются:
  5. Производительность определяется соотношением количества работ (услуг) к количеству затрат на их реализацию.
  6. Качество трудовой жизни показывает престижность работы, чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работников предприятия, включая управленческий персонал.

Внедрение новшеств отражает реальное использование новых достижений в области современной техники, в управлении и в организации для достижения поставленных целей.

Таким образом, нацеленность на результат стратегического планирования разумно рассматривать под эффективностью реализации действующей стратегии предприятия.

Эффективностью реализации действующей стратегии предприятия представляет собой результативность стратегических целей предприятия и уровень их достижения.

Результат динамики успешности функционирования предприятия отражается в оценке результативности действующей стратегии предприятия и измерении показателей его функционирования.

Список литературы

  1. Абдуллаева, С. Г. Разработка стратегии развития организации / С. Г. Абдуллаева // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 323-327. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54414.
  2. Налобина, Ю. И. Оптимальная система стратегического управления предприятием / Ю. И. Налобина // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28226.
  3. Платонова И.В., Азанова Е.А. Методы проведения стратегического анализа в системе управления предприятием // Инновационная наука. — 2016. — № 11-1. — С. 138 - 141.
  4. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. — М.: Риор, 2019. — 440 c.
  5. Смирнова Е.В., Спирина А.М. Синтетический подход к оценке эффективности стратегий промышленных предприятий / Е.В. Смирнова, А.М. Спирина // Вестник ОГУ. — 2012. — №13 (149). — С.323-328. — URL: http://vestnik.osu.ru/2012_13/57.pdf.