Серопян Давит Рубенович – студент магистратуры по направлению «Внешнеэкономическая деятельность» Международной школы бизнеса и мировой экономики (факультета) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Аннотация: Научная статья посвящена исследованию влияния цифровой экономики на внешнеэкономическую деятельность. Актуальность проблематики работы обусловлена цифровой трансформации отечественной экономики, которая приводит к информатизации и применению цифровых технологий предприятиями России. В рамках статьи рассмотрены характеристики процесса цифровой трансформации предпринимательских структур. Проанализировано развитие электронной коммерции, как главного элемента внешнеэкономической деятельности компаний. В заключении статьи установлено, что цифровая экономика приводит к стремительному периоду развития электронной коммерции, из-за чего отечественные предприятия имеют возможность формирования своей активной внешнеэкономической деятельности через торговлю в онлайн-пространстве.
Ключевые слова: Цифровая экономика, цифровая трансформация, внешнеэкономическая деятельность, информационные технологии, цифровые технологии, внешнеторговая деятельность.
Современный этап развития экономики Российской Федерации предполагает наличие активной фазы внедрения информационных технологий и инноваций отечественными компаниями в целях реализации своей стратегии цифровой трансформации.
Цифровизация, это, в первую очередь, информатизация и автоматизация бизнес-процессов предприятия, которые переходят в физическую форму цифровых данных, анализ и систематизация которых позволяют ускорить и повысить эффективность разработки и принятия управленческих решений [1].
В современном мире доля информационного сектора в мировой экономике постоянно растет, а информация стала важнейшим ресурсом общества. Информационный рынок становится фактором производства, развитые информационные институты становятся неотъемлемым условием конкурентоспособности стран.
Актуальность процесса применения цифровых технологий в российских компаниях поддерживает и государство, которое разработала программу «Цифровая экономика». Среди основных задач государственной программы Российской Федерации «Цифровой экономики», реализация национальных проектов, основные из которых «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии» и «Информационная инфраструктура».
В связи с этим, хозяйственная деятельность предприятия переживает процесс цифровой трансформации, сопутствующими характеристиками которой выступают [2]:
Это, в свою очередь, не может не способствовать цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности предприятий российской экономики. В частности, наблюдается активное применение цифровых технологий в рамках международной торговли.
Одними из наиболее популярных тенденций развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой экономики является использование цифровых и информационных технологий в рамках торговли. В частности, формируется пространство онлайн-торговли, где устраняются барьеры между покупателями и продавцами с различных точек мира. Такие торговые площадки, как eBay, Amazon, Alibaba, AliExpress и другие выступают ключевыми игроками формирования и использования цифровых технологий в международной торговле.
Доказательством положительного влияния цифровизации на внешнеторговую деятельность является рост объема рынка международной электронной коммерции (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика объема мирового рынка онлайн продаж / электронной коммерции (E-commerce), трлн долларов США [3].
Например, еще в 2015 году объем рынка электронной коммерции составлял 1,548 трлн долларов США, а в 2019 году составил уже 3,418 трлн долларов США. По итогам 2020 года, возможен рост объема рынка онлайн-продаж – 4,058 трлн долларов США. Главными сопутствующими факторами развития цифровой экономики во внешнеэкономической деятельности предприятий при торговле на международных рынках товаров и услуг является использование следующих тенденций, характеризирующийся определенными информационными технологиями:
Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: цифровая экономика приводит к стремительному периоду развития электронной коммерции, из-за чего отечественные предприятия имеют возможность формирования своей активной внешнеэкономической деятельности через торговлю в онлайн-пространстве. В частности, это отражается в росте рыночной капитализации международной электронной коммерции, активными участниками которой выступают предприятия, следующие за цифровыми тенденциями в использовании информационных технологий.
Список литературы