Экспорт продукции из Китая в условиях пандемии

Серопян Давит Рубенович – студент магистратуры по направлению «Внешнеэкономическая деятельность» Международной школы бизнеса и мировой экономики (факультета) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассмотрен экспорт в условиях пандемии, серьезные проблемы с которыми столкнулось правительство Китая, а также описан ряд мер проводимых для стабилизации обстановки и возвращения страны в прежнее русло.

Ключевые слова: Экспорт, пандемия, экономический рост Китая, Всемирная торговая организация.

Пандемия COVID-19 имела далеко идущие последствия помимо распространения самой болезни и усилий по ее карантину. По мере распространения вируса SARS-CoV-2 по всему миру, озабоченность перешла от вопросов производства со стороны предложения к снижению деловой активности в секторе услуг. Эта пандемия вызвала самую крупную глобальную рецессию в истории, причем более трети мирового населения в то время было помещено в режим изоляции.

Ожидается, что нехватка поставок затронет ряд секторов из-за панических покупок, расширения использования товаров для борьбы с пандемией и нарушения работы заводов и логистики в континентальном Китае. Были случаи завышения цен. Были широко распространены сообщения о нехватке фармацевтических препаратов, причем во многих районах наблюдалась паническая покупка и последующая нехватка продовольствия и других основных продовольственных товаров. Технологическая отрасль, в частности, предупреждает о задержках поставок электронных товаров.

Глобальные фондовые рынки упали 24 февраля 2020 года из-за значительного увеличения числа случаев COVID-19 за пределами материкового Китая. К 28 февраля 2020 года на фондовых рынках во всем мире наблюдалось самое большое недельное снижение с момента финансового кризиса 2008 года. Мировые фондовые рынки потерпели крах в марте 2020 года, с падением на несколько процентов основных мировых индексов. По мере распространения пандемии глобальные конференции и мероприятия в области технологий, моды и спорта отменяются или переносятся. Хотя монетарное воздействие на индустрию путешествий и торговли еще предстоит оценить, оно, вероятно, будет исчисляться миллиардами и увеличиваться.

Пандемия совпала с Чуньюнем, главным туристическим сезоном, связанным с китайскими новогодними праздниками. Ряд мероприятий с участием большого количества людей были отменены национальными и региональными правительствами, включая ежегодные новогодние фестивали, а частные компании также самостоятельно закрыли свои магазины и туристические достопримечательности, такие как гонконгский Диснейленд и Шанхайский Диснейленд. Многие лунные новогодние мероприятия и туристические достопримечательности были закрыты, чтобы предотвратить массовые собрания, включая Запретный город в Пекине и традиционные храмовые ярмарки. В 24 из 31 провинции, муниципалитета и региона Китая власти продлили новогодние каникулы до 10 февраля, предписав большинству рабочих мест не открывать вновь до этой даты. Эти регионы составляли 80% ВВП страны и 90% экспорта. Гонконг поднял свой уровень реагирования на инфекционные заболевания до самого высокого и объявил чрезвычайное положение, закрыв школы до марта и отменив свои новогодние праздники.

Спрос на средства индивидуальной защиты вырос в 100 раз, по данным генерального директора ВОЗ Тедроса Адханом. Этот спрос привел к росту цен до двадцати раз от нормальной цены, а также вызвал задержки на поставку медицинских изделий на четыре-шесть месяцев.

В конце января экономисты прогнозировали V-образное восстановление экономики. К марту ситуация стала гораздо более неопределенной. Миллионы рабочих оказались отрезанными от своих рабочих мест, в то время как рабочие места испытывали нехватку рабочих рук. Данные за февраль 2020 года - первый полный месяц после того, как вирус стал главным фактором в январе-показали, что официальные показатели экономической активности упали до рекордных минимумов. Индекс производства Caixin (PMI) упал до 35,7 в феврале с 50 в январе, показав глубокое сокращение. Индекс непроизводственной сферы страны еще больше упал до рекордного минимума 29,6 в феврале с 54,1 в январе 2020 года. По данным The Wall Street Journal, "заводской индекс показал сокращение в течение большей части 2019 года, пострадавшего от торговой войны между Соединенными Штатами и Китаем. Он не перешел обратно в экспансию до конца прошлого года, когда торговая напряженность между двумя сторонами ослабла."

Экономический рост Китая, как ожидается, замедлится до 1,1 процента в первой половине 2020 года, поскольку экономическая активность негативно влияет на новую вспышку коронавируса, согласно исследованию Morgan Stanley, которое цитирует Reuters.Но 1 февраля 2020 года Народный банк Китая заявил, что влияние эпидемии на экономику Китая носит временный характер и основы долгосрочного позитивного и качественного роста Китая остаются неизменными.

Экспорт Китая сократился во 2 квартале почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Министерства торговли, большинство китайских экспортеров вернули не менее 70% собственных производственных мощностей.

Спрос со стороны мировых лидеров, крупнейших торговых партнеров Китая, снизился. В марте поставки в эти регионы сократились более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Власти и аналитики отмечают, что торговая ситуация со странами Юго-Восточной Азии была относительно более позитивной из-за меньшего распространения коронавируса в этом регионе. Кроме того, поставки в этот регион увеличились даже тогда, когда США увеличили пошлины на китайский импорт, добавляют аналитики. Согласно прогнозу Всемирной торговой организации, объем мировой торговли товарами упадет в 2020 году на 13-32% по сравнению с 2019 годом. Это очень приблизительная оценка, учитывая неопределенность будущего развития пандемии. Считается, что последствия пандемии коронавируса будут более серьезными, чем последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, когда мировая торговля товарами сократилась на 12%.

В рамках борьбы с шоком спроса Пекин реализует меры по стабилизации торговли, включая снижение некоторых пошлин и перевод крупных торговых выставок на виртуальные платформы.

Министр торговли Китая Чжун Шань заявил во время брифинга в Пекине, что страна сталкивается с "беспрецедентными проблемами во внешней торговле" из-за ограниченного глобального спроса на фоне пандемии коронавируса. Он отметил, что китайские компании, ориентированные на экспорт, испытывают финансовые трудности, они значительно сократили количество заказов и увеличили риски при поставках. В то же время некоторые экспортные предприятия сами решают свои проблемы, но большинство из них нуждаются в государственной поддержке.

С этой целью китайское руководство осуществило ряд мер, в том числе ускорило возврат экспортных пошлин для стимулирования товарооборота. Также, по словам Шана, были приняты меры по поддержке компаний, реализующих экспортную продукцию на внутреннем рынке. В мае 2020 года китайский премьер Ли Кэцян объявил, что впервые в истории центральное правительство не будет устанавливать цель экономического роста на 2020 год, при этом экономика сократилась на 6,8% по сравнению с 2019 годом, и Китай столкнулся с "непредсказуемым" временем. Однако правительство также заявило о намерении создать до конца 2020 года 9 миллионов новых рабочих мест в городах.

В настоящее время Китай активно общается с мировыми лидерами стремясь свести к минимуму влияние эпидемии на торгово-экономическое сотрудничество, одновременно они будут совместно принимать меры для превращения «кризиса» в «возможность» и достижения стабильного и здорового развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Список литературы

  1. Академики РАН о мировой экономике во время кризиса. Научная Россия, 29.03.2020. URL: https://scientificrussia.ru/articles/rossijskie-spetsialisty-ob-ekonomicheskih-aspektah-pandemii
  2. Объем грузоперевозок между РФ и КНР растет, несмотря на пандемию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1prime.ru/News/20200319/831105539.html/
  3. Слепченко Е.А. Состояние и перспективы развития правового регулирования электронной коммерции в России // Современный ученый. 2019. №6. С. 193 – 195.
  4. Батырева М.В., Селезнева Т.А. Удовлетворенность населения условиями жизни в городе как фактор формирования его образа // RussianEconomic 2019. Том 2. № 6. С. 290 – 296.
  5. Фролов А.С. Механизмы и инструменты инновационного развития региональной экономики // ModernEconomy 2019. №2. С. 95 – 104.