Роль подвижной игры во всестороннем развитии ребенка

Фам Фи Хунг – преподаватель Педагогического колледжи Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается значение подвижных игр в гармоничном развитии ребенка, подчеркивается их роль в формировании физических качеств, коммуникативных способностей, становления диалогической речи у детей. Авторы представляют опыт работы специалистов Российской государственной детской библиотеки, где с дошкольниками не только читают и обсуждают интересные книги, но и играют в разные интересные игры, в том числе и подвижные.

Ключевые слова: Подвижные игры, народные подвижные игры, совместная игровая деятельность, диалогическая речь, литературные занятия.

Дошкольный возраст – это таинство становления мышления, речи, сознания, овладения физическими движениями, предметными действиями. Игра выступает как источник развития детей. По мысли Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте зона ближайшего развития ребенка задается игрой, поскольку в ней вызревают новообразования возраста. Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию: за игрой стоят изменения потребностей и сознания общего характера. Действие в воображаемом поле, мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – все это возникает в игре.

Современные дети дошкольного возраста недополучают необходимый объем двигательной активности в связи с увеличением продолжительности образовательных занятий, игр с преобладанием статических поз, а также с возрастающим их интересом к просмотру телепередач, видеозаписей, компьютерным играм и т.п. В связи с этим у детей формируются вредные привычки малоподвижного образа жизни, поэтому необходимо особое со стороны взрослых внимание на обеспечение дошкольников оптимальным уровнем двигательной активности.

Больше всего на свете дети любят играть. Игры – это лучший способ выстраивания взаимоотношений с детьми дошкольного возраста. Игра – это свобода для фантазии и воображения ребенка. В игровой ситуации он может вообразить себя кем угодно, перевоплотиться в любого сказочного героя, любимого персонажа мультфильма или кино. Особое значение для развития ребенка имеют подвижные игры. П.Ф. Лесгафт считал подвижные игры наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также общественному началу, заложенному в них. Он видел в игре большую воспитатель-образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения.

Подвижные игры универсальное средство для формирования и совершенствования физических качеств у детей – быстроты, ловкости, выносливости. К примеру, всем хорошо знакомая игра «Ловишки», организованная на небольшой площадке, будет содействовать совершенствованию ловкости, поскольку детям необходимо проявить быстроту реакции и сноровку, успевая вовремя увернуться от водящего, чтобы не быть осаленными. Эта же игра, но проводимая на площадки гораздо большего размера, будет способствовать развитию у игроков, прежде всего, скоростной выносливости. Подвижные игры формируют не только физические, но личностные качества ребенка – смелость, решительность, желание справляться с трудностями, уметь переживать неудачи и поражения.

Игра позволяет ребенку проявить свои способности, помогает приобрести уверенность, снять излишнее напряжение и скованность. В увлеченном игровом состоянии ребенок справляется с различными задачами, логического или двигательного характера, которые в иной обстановке оказываются слишком сложными для него. Например, ребенок никак не может выполнить упражнение – перепрыгнуть через «ручей» – две веревочки, положенные на расстоянии друг от друга. И в то же время, ребенок в игре, в образе зайчика, делает это с успехом, легко справляясь с заданием, убегая от хитрой лисы.

Особое значение в практике работы с детьми приобретает знакомство их с народными подвижными играми. Народные подвижные игры помогают осваивать детям основные движения, формируют индивидуальные пространственные представления ребенка, развивают коммуникативные навыки. Овладевая традиционными способами передвижения, которые используются в хороводных играх: «круг», «улитка», «столбы», «змейка», «сторона на сторону», «на четыре стороны», дети налаживают партнерские отношения, учатся чуткости, внимательности к сверстнику. В процессе игр у детей складывается установка на ответ, то есть, возникает необходимость внимательно слушать речь партнера и уметь вовремя быстро ответить ему («Садовник», «Краски» «Фанты» и др.). Также для создания игровой Ситуации ребенок учится поддерживать диалог через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения), которые заложены внутри игр («Гуси- лебеди», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и др.).

Важным моментом является совершенствование диалогической речи в подвижных играх, которое, более активно осуществляется под влиянием педагога. Народные игры – традиционный метод обучения диалогу. Они строятся по готовому сюжету и включают диалог партнеров как образец ведения разговора («Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник», «Фанты» и др.). В них закрепляется умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Ребенок ориентируется на партнера, его внешний вид, голос («Угадай по голосу», Что изменилось?» и др.). Целью создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, где дети должны говорить и двигаться в одном темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакт).

Формирование интереса к игре происходит и в Российской государственной детской библиотеке. РГДБ – неолько хранилище книг, но и разнообразные кружки и студии, где занимаются и общаются дети разного возраста. С дошкольниками не только читают и обсуждают интересные книги, но и играют в разные интересные игры, в том числе и подвижные.

Подвижная игра обязательная часть отрытых литературных занятий студии «Веселый гусь». Поскольку читаются здесь в основном народные сказки, то подбираются игры той страны, сказка которой предлагается для слушания детям. При отборе игр учитывает размер помещения, особенности его конструкции, возраст и предполагаемое количество детей. Так как дошкольники, приходящие на занятия, делятся на две группы, продумывается набор подвижных игр для двух возрастов. В силу различного количества детей в каждой из возрастных групп может предлагаться несколько вариантов игровых частей занятия.

Почему подвижные игры появились как часть литературных занятий? Во-первых, подвижная игра – это знакомство с культурой страны, сказка которой читается детям. Во-вторых, подвижные игры учат детей владению своим телом, умению координировать свои действия и согласовывать их с действиями других участников игры.

Как показывает опыт, современные дети мало играют в подвижные игры, поэтому игровая часть литературной встречи для малышей очень желанна и ожидаема. Ребята ждут встречи с новыми или уже знакомыми играми с разной степенью подвижности. Обычно игровая часть начинается с игры большей степени подвижности, где игроки могут не только показать свою силу и ловкость, но и отдохнуть после литературной части, выбрасывая скопившуюся физическую энергию и разминая мышцы. Таких игр может быть одна или более. Если позволяет время (пока младшие дошкольники делают поделки), то со старшими – организуются игры средней или малой подвижности, которые созвучны тематике занятия или знакомы и любимы детьми.

В работе со старшей группой используются игры с большим количеством правил и сложными игровыми взаимоотношениями между участниками. Ребята учатся слушать и слышать правила игры, учатся взаимодействовать друг с другом и водящим. Игра повторяется несколько раз, поэтому у детей есть возможность в перерывах обсудить ход игры и выполнение правил (уточнение непонятых правил, степень честности игроков и другие организационные моменты). Затем обычно проводятся игры малой подвижности, так как детям надо подготовиться к творческой части литературной встречи (рисование, лепка, аппликация и т.п.).

В программе игровой части младших участников группы обычно две или три игры. Они проще по содержанию и количеству правил, которые необходимо выполнять. Каждая игра повторяется несколько раз с разными ведущими. Во время перерывов между конами можно уточнить ход и правила игры, подбодрить участников. Дальше идут игры средней подвижности, одна из которых может быть новой, а другая уже знакомой малышам.

У игровой части занятия есть свои особенности и ритуалы: присутствие родителей, бабушек и дедушек приветствуется, но не в роли пассивных слушателей и смотрителей, а в роли активных участников. Для некоторых детей, особенно младшей группы, на первых порах это жизненно необходимо. Ребятам бывает неуютно и страшно в помещении, где много новых детских лиц, и к тому же надо выполнять разные игровые задания. Присутствие родителей успокаивает детей и придает им уверенность в своих силах. Кроме того, для взрослых эта часть занятия своеобразное пособие по изучению и организации проведения традиционных игр. Так как при большом количестве литературы и наличию в интернете различных сайтов, посвященных данной проблеме, подвижные игры остаются для родителей неосвоенной планетой.

Выбор водящих происходит с помощью «волшебной» кегли: ведущий группы или один из ее участников раскручивает кеглю. На кого она покажет, тот и будет ведущим. Если выбранный игрок не хочет быть водой, то кегля раскручивается заново. Такой ритуал выработался с первых занятий. Это сокращает время на выборы водящего и ставит ребят в одинаковые условия.

Во время игровой части занятии обязательно соблюдение правил: во время игры не толкаемся; если кто-то упал, то помогаем ему встать; если игрок устал, он может выйти из игры, присесть и отдохнуть, а если необходимо – выйти из комнаты.

Таким образом, участие в подвижных играх формирует чувство сообщества, заставляет соблюдать социально признанные нормы поведения. Играя, ребенок учится управлять своим поведением, преодолевая импульсивность, учится видеть другого человека и его видение мира, а не только собственную точку зрения. В игре он применяет на себя различные роли, выполняет разнообразные функции. Дети получают удовольствие от совместной игровой деятельности, что способствует поддержанию эмоционально-положительного состояния, бодрого настроения, снятию нервозности, тревожности, напряженности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 1999.
  2. Арушанова, А.Г. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»): практико-ориентированная монография / А.Г. Арушанова, С.С. Коренблит, Е.С. Рычагова; Науч. ред. Е.А. Ямбург. – Краснодар : ХОРС, 2015. – 254 с.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопрсы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–75.
  4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение П.Ф. Лесгафт. – М., 1991.
  5. Растим читателя / под ред. Н.Г. Малаховой. – М. : Н.Ф. Пушкинская библиотека, 2015.