УДК 159.101
Абдымомунова Гулжамыш Асековна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.
Аннотация: В научной статъе определяется проблемы педагогики: развивать тесную связь работу с родителями, психологами, проблемами детей дошкольного возраста и в начальных классах. Делается вывод о том, что решение названных проблем зависит от объективных и субъективных факторов: работа с родителями, с детьми и коллективами, что только учитель высоким профессиональным уровнем может обучить-воспитывать нравственных учеников.
Ключевые слова: Родители, психология, гражданин, педагогика, воспитания, профессия, болезненный, объективный, субъективный, учительница, подвижный.
Ребенок уже с 4-5 лет делает эффетивный психологический скачок в своей развитии. Каждый день жизни усиливает роль его соственного обратного воздействия на окружающий мир. Этот возраст - время постепенного развития в деятельность всех основных психических функций ребенка, характеризуется ярким проявлением типологических особенностей нервной системы, без организующего влияния воли и характера. А.Н. Давыдова в своей так называемой: “Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей дошкольного возраста” статъе выводил следующее: “Уже в раннем возрасте можно наблюдать у ребенка некоторые элементы целенаправленного в известной степени постоянного стремления к той или иной цели игрового характера, связанного с возможностью преодоления встречающихся на пути к этой цели препятствий. Отсюда вытекает чрезвычайной важности вопрос - индивидуального подхода в воспитании воли характера детей с непременным учетом особенностей типа их нервной системы. Полученные выводы лишний раз подтверждают положение, выдвигаемое современной психологией, о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста [13, с. 29].
Активное отношение к выполнению навыков формируется у дошкольников под влиянием ее положительного отношения к указаниям воспитателей. Стимулирующим моментом для нее являются поощрения воспитателей, к которым она относится с глубокой привязанностью. Если воспитатель делает замечание или говорит, что ребенок делает что-нибудь неверно, он смущается. Дошкольник активно реагирует на каждое слово воспитателя, тогда как при общении ее с посторонними такой реакции не наблюдается. Отношение к воспитателя определяет и взаимоотношения детей своими одноклассниками. Если она не хочет делиться кубиками с соседом, то достаточно воспитателю сказать: “Играйте вместе”- и ребенок послушно выполняет. Дома, наоборот, мальчик часто игнорирует требования матери, капризничает, не обращает внимания на замечания. С раннего возраста следует формировать и закреплять правильные, с воспитательной точки зрения, связи в коре головного мозга, которые должны стать в дальнейшем опорой для формирующегося сложного динамического стереотипа-этой материальной основы воли человека”[13, с. 45].
Значит психическое, нравственное формирование ребенка дошкольного возраста имеет многое значение в жизни человечества. Особенно детей со слабой нервной системой надо с раннего детства приучить к активным и саостоятельным действиям. Удовлетворение взрослым желаний ребенка, не сопровождаемых с его стороны активными усилиями, а выражаются лишь криком и слезами, ведет к тому, что ребенок приучается к пассивности и инерности поведения. Надо остерегаться формирование у детей этого легкого пути в достижении цели, которое ни в какой степени не содействует развитию у них воли, а наоборот задерживает его психологического развитии
Учение И.М. Сеченова о ценральном торможении и о рефлекторной природе волевого акта, развитое И.А Павловым в его исследованиях о физиологическом механизме произвольных движений и об волевых действий, позволяет поставить вопрос об истоках психологических активностях у детей самых ранних возрастов. Как известно, этот вопрос не подвергался специальному психологическому исследованию, а предположения, высказываемые отдельными психологами в отношении того, когда у ребенка начинают проявляться первые элементы волевых действий, весьма противоречивы. Такому положению способствует в большой степени и наличие в психологии различных точек зрения понимание самого волевого действия.
Как сказал В.И. Ленин: Школа и семья стремятся к тому, чтобы вся дел воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали”, родители и учителя направляют свои усилия на то, чтобы требования нравственной формировании постепенно стали собственными убеждениями учащихся, чтобы у школьников сформировалось гумманистическое отношения к людям, образовались бы основой всех успешных качеств, к которое требует современное образование [14, с.45].
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции: Репродуктивная – рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их.
Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.
Ученый А.А.Бодалев после своей исследовании выразил такое мнение: “Важнейшим фактором необходимым для развития в личности школьник морального отношения к учебе, учебному предмету, общественной работе является не только развития у него понимание их общественной значимость, но объязательно осознание им в связи с этим своих достижений, перспектив развития, возможности роста. Требовательно-дружеская поддержка и пример коллектива здесь совершенно необходима и объязательны» [3, с.57].
Признавая большое влияние воспитания и внешних обстоятельств на развитие личности, В.Г. Белинский вместе с тем указывал: “Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться по-своему, индивидуально”. При воспитании надо учитывать, что “...не белая доска душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности”. Белинский сравнивал ребенка с ростком, а воспитателя с садовником. При хорошем уходе за деревом садовник может добиться больших результатов, он может заставить и дикую яблоню приносить сладкие плоды, но “...тщетны были бы все усилия искусства зависить дуб приносить яблоки, а яблоню желуди” [2, с. 20]. Коренной ошибкой в воспитании Белинский считал неумение учитывать природные особенности ребенка, его наклонности. Белинский обращал внимание и на особенности возраста детей, указывая, что нельзя к детям различного возраста применять одни и те же методы воздействия. “Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно задушить в нем всякое развитие”.
В учебной по психологии достаточно четко определен минимум психологических знаний, которыми должен овладеть будущий учитель, однако, вопрос о психологических умениях и навыках в программе даже не поставлен.
В.Н.Вершинина и Е.Ф. Рыбалко анализируя отношений детей пришли к такому выводу:
Список литературы