УДК 159.105

Мастерство учителя в обучении и воспитании детей

Кудайбергенова Зейнеп Совхозбаевна – кандидат филологических наук, и.о. доцента кафедры ФИСЭО Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В научной статье рассматривается некоторые прблемы педагогической деятельности и качеств принадлежавший к мастерстве учителя как: профессионал своего предмета, умение использовать инновационные методы, создание правильных взаимоотношений между опытными педагогами и молодыми учителями.

Выведены, что мастерство учителя зависит от самокритичного отношения учителя к себе и своим компетенциям.

Ключевые слова: Образование, формирование, мастерство, педагог, общественный, компетенция, коллектив, студент, практикант, опыт.

Вопросы совершенствование работы современного учителя, вопросы достижения мастерства широкими массами учительства становятся по этому особенно актуальными в передовых педагогических учениях прошлого и в трудах выдающихся советских педагогов определенной качество работой учителя, которая характеризуют его как учителя – мастера. Среди них на первое место выдвигается увлеченность своим делом, связанные с осознанием огромного общественого значения педагогической профессии, любовь и уважение к детям. Наличие этих качеств должно способствовать становлению правильных взаимоотношении не только между учителем и учениками, но и между учителями внутри педагогического коллектива. Выяснить в какой мере способность установливать такие взаимоотношение определяет положительные результаты учебно – воспитательной работы учителя и как формируется это способность в процессе продвижения учителя к мастерству – задача данной статьи.

Педагогической оптимизм, понимание индивидуальных особенностей ребенка, приобретение умения осуществлять опору на коллектив, исследовательский подход к своей работе, умение анализировать свой опыт и вырабатывать свою систему работы, а главное отсутствие шаблона в работе, изменение собственной личности педагога в процессе преподования – все эти признаки характеризует учителя – мастера [8.183]

Настоящие задачи мастерства учителя подменяются педагогической техникой, своеобразным, если можно так выразиться, методистом.Теория педагогики спокойно взирает на это и иногда даже способствует этому [2.85].

Педагогический оптимизм, работа психологией каждого ребенка, приобретение умения осущесвлять опору на весь коллектив, исследовательский подход к своей работе, умение анализировать свой опыт и вырабатывать по урочные планы, умение испльзовать интерактивные методы, изменение собственной личности педагога в процессе преподования – все эти признаки характеризует учителя-мастера.

Особое значение для овладения разнообразными методическими приемами и для дидактического совершенствования молодого учителя имеет посещение им уроков опытных учителей школы. Но для установления правильных взаимоотношений с классным коллективом более важным является посещение опытными учителями, классными руководителями данного класса. Эта форма делового контакта начинающего учителя оказывается плодотворной, так опытный педагог учит молодого учителя к профессиональному достижению. Создание правильных взаимоотношений между опытными педагогами и начинающими учителями требует активности с обеих сторон. Сравнение работы передовых учителей со своим собственным, даже небольшим опытом работы, показывает начинающему учителю его достижения и недостатки, которые ему предстоить преодолеть. Нам известно, что молодой учитель испытывает наибольшие трудности в процессе организации детей и установления правильных взаимоотношений с коллективом учащихся. Установление правильных отношений с учащимся зависит от многих условий. Основным условием является наличие у учителя прочных и ясных знаний по предмету, тесно связанных с современностью, с практикой нашей жизни, и наличие хотя бы самых основных умений доходчиво передать эти знания учащимся.

К сожолению, в нашей время встречаются учителя, приступающие к преподованию того или другого предмета, не обладают знаниями соответствующей дисциплины. У них ощущается отсутствий тех знаний, которые нужны ему как учителю школы. Эти недостатки можно изживать с помощью контактом опытными учителями.

В понятие педагогического мастерства обычно включается овладение учителем всем разнообразием наиболее эфективных методических приемов, как это будет указано ниже. А. С. Макаренко не отрицает роли методики и педагогической технике, напротив, он пишет, что она должна быть точной, продуманной и научно обоснованной. Вместе с тем, Макаренко утверждает, что нельзя говорит о методических средствах вообще, а следует всегда иметь ввиду ту задачу, которое нужно осуществить при помощи этих методических средств.

“Я считаю, - пишет Макаренко, - что воспитание есть выражение политического кредо педагога, а его знания является подобными. Сколько хотите накачивайте меня методическими средствами, а я белогвардейца воспитать не сумею”. Четкое определение цели воспитание позволит построить соответствущую этой цели систему методических средств. При установлении правильных взаимоотношений влияние учителя становится мощным воспитательным фактором. “надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, кторое было бы настолько униварсальным и могучим, что когда наш воспитанник встретит любые влияния вредное, даже самые мощные, они нивелировались и ликвидировались с нашим влиянием”, - говорил Макаренко [8.189].

Следовательно, мастерства современного учителя нельзя сводить только к овладению методической и педагогической техникой. Оно предпологает у педагога наличие крепкого убеждений и сознания целей нравственного воспитания, глубоких знании по предмету, связанных со жизнью, включающих в себя не только знания в области дидактики и современного воспитания, но и специальные знания по общей и детской психологий, по физиалогий высшей нервной деятельности. Без этих знаний невозможно глубокое изучение учащихся, их возрастных индивидуальных особенностей, не возможно выработка у учителя умения создовать правильные отношения с детьми, организуя их в коллектив.

В некоторых исследованиях авторов совершенно справедливо развивается это мысль Макаренко о широком понимании педагогического мастерства как о влиянии все личности передового учителя на учащихся. Отмечается способность молодого учителя переделывая других, переделывать себя, так как не только воспитатель влияет своей личностю на формирование личности детей, но и развивающаяся личность ребенка в свою очередь оказывает влияние на изменения личности педагога.

Одним из наиболее значительных исследований по проблеме учителя является книга Н. А. Петрова “О значении и авторитета и личного премера советского учителя” - автор отмечает важность понимания педагогического мастерства начинающим учителем и студентом – практикантом. Однако Н. А. Петров, определяя понятие педагогического мастерства, предает слишком большое значение овладению учителем комплексом умении, т.е. педагогической технике, хотя и говорит о комунистической направленность и идейности учителя, о знании им своего предмета и др. Как важнейщих качествах учителя – мастера [8.185].

Интересную трактовку вопросов педагогического мастерства дает Ф. Н. Гоноболин книге “Очерки психологии советского учителя” глубоко правильным является положение автора о том, что учитель не может стать мастером, если он не обладает знаниями общей педагогики и частных методик, которое состовляет основу общепедагогической культурой учителя. Подлинное педагогическое мастерство основано на глубоком понимании мира ребенка, на умении правильно приминять в обучении дидактики, ясно видеть не только ход, но и исход обучения, учитывая на каждом шагу возраст своих учащихся. Надо прямо сказать, что эти настоящие задачи мастерства учителя подменяются педагогической техникой, своеобразным, если можно так выразиться, методическим знахарством. Теория педагогики спокойно взирает на это и иногда даже способствует этому [2.116].

Итак, основой мастерства современного учителя является умение иметь самокритическое отношение к себе, к своим знаниям, общественной активности и установить правильное отношения с детьми.

Список литературы

  1. Бодалев А.А. Овоспитании некоторых нравственных качеств у школьника. –Л.1956. 54стр.
  2. Гоноболин Ф.Н .Очерки психологии советского учителя. АПН.1951.116
  3. Ковалев А.Г. Проблема воли в свете психологии отношений. –Л.1956. Кукушин. В.С. Педагогика начального образования.-М.2005.592-б.
  4. Крупская Н.К. Пед. Соч.т.2.М.1958.121-бет.
  5. Макаренко А.С.Из опыт работы. Собр.соч. т.5.1952, стр309.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.Просвещение.1993.
  7. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введения в педагогическую деятельность: теория и практика. М.2004.
  8. Педагогическая психология и школьная практика. Ученые записи№90. Ярославль. 1972.
  9. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. РСФСР.1948. стр 314.
  10. Психология и педагогика. Ученые записки. Ленинград.1956.171-180стр.
  11. Сагимбекова Д.С. О формирования профессиональной компетентности учителя. Вестник КНУ им. Ж.Баласагына. 2011.344стр.