УДК 821.512.159

Некоторые проблемы в развитии компетенции будущих педагогов

Абдымомунова Гулжамыш Асековна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В научной статъе анализируется компетентность учителя и качеств как: педагогическая подготовность, целенаправленность в области педагогической деятельности, педагогическое мышление, интуиция, способность к организации ход урока, педагогический оптимизм и педагогическая деятельность. Делается вывод о том, что в нынешнее время надо развивать профессиональные, коммуникативные и творческие мастерства учителей.

Ключевые слова: Компетентность, творчество, самосовершенствование, педагогика, индивидуальность, личность, коммуникабельность, способность, оптимизм, активность.

Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой, рассматривая вопрос о том, как учить детей, какой метод является наилучшим, пишет, что решение этого вопроса зависеть от того, “какое между учащим и учащимся будет наилучшим?” [9.314]. Отношение между учителем и учениками должны быть естественными. Л.Н.Толстой считает, что возможность установления наилучших отношений между учителем и учениками зависит от умения учителя руководить детьми, от знаний учителя, т.е. от качеств, характеризующих учителя как талантливого мастера педагогического дела.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высказывает мысль о том, что мастерство педагога заключается в его умении занять всех учащихся активной, разумной деятельностью на уроке. Но только в условиях новой социалистической формации педагогические идеи К. Д. Ушинского получили полное приминение и развитие[12.180].

Анализируя работу советского педагога, А. С. Макаренко приходит к выводу, что успех педагогического процесса определяют два условия: “условия коллектива, как определенной организации, и педагогическое мастерство”. Не случайно мастерство учителя и организация коллектива поставленны А. С. Макаренко рядом, они тесно связаны. Более того, анализ основных положений педагогической системы Макаренко свидетельствует о том, что он включал в понятие педагогического мастерства умение учителя организовать коллектив учащихся [7.390].

В современной педагогике мы употребляем термин “компетенция учителя”. Проблема формирования компетенции учителей в младших классах находится в настоящее время в центре внимания педагогической деятельности. В связи с научно-технической развитией возникла потребность существенного улучщения качества подготовки будущих учителей. Если студент педагогического факультета не интересуется к своим профессиям, детям, то с них невозможно готовить учителей. Получения достойного образования школьников зависит от профессиональной, педагогической и психологической компетентности учителя. Как определили педагоги, “Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности профессионализм учителя определяется сочитанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать, как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии; компетентности в сфере той науке, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности” [10]. Компетенция педагога выражается в том, чтобы, овладев всем разнообразием методических средств, он умел применять их в соответствии с данной педагогической ситуатцией в соответствии с теми отношениями, которые складываются в данный момент в обществе, в соответствии с отношениями коллектива и его отдельных членов к учителю.

Первым и основным условием является наличие у учителя прочных и ясных знании по предмету тесно связанных с современностью с практикой современной жизни. Во – вторых, путь учителя к компетенции – это не только путь к всестороннему совершенствованию своей учебно – воспитальной работы и к установлению правильных отношении с учащимся, но и одновременно путь к овладению творческими умениями анализа и обобщения своего опыта. Педагогической мастерство современного учителя является следствием высокого компетенции всей его учебно – воспитательной работы, что тесно связано с обогащением и развитием всей личности педагога оказывающей эффективным влиянием на учащихся.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Итак, так будущий учитель должен уметь прежде всего учить школьника учится. Для успешного решение этой задачи от учителя требуется умение непосредственно применять на практике не только конкретно (предметные) и методические, но и психологические знания и о реальных особенностях позновательно – практической деятельности ученика.

Педагог У. Боталиева о компетенции учителей выразила свое такое мнение: “Учитель должна иметь организаторскую и творческую качеству. К ним относятся такие качества, как активность, пунктуальность, трудолюбивость, коммуникабельность и ответственность. Эти качества для учителей важны [2.46] .

Современное образование определяется движением от знаниевого к компетентностному подходу. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Педагог Сагимбекова Д.С. о профессиональном компетенции учителя: “Профессиональная компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки и мероприятия. Специфика компетентности как определенного типа профессиональной готовности состоит в том, что она пртобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем, даже если это происходит в рамках учебного процесса”. Как подчеркивал автор, развитие профессиональной компетентности – это динамичный процессусвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта предпологающий непрерывное развитие и самосовершенствование [13.344].

На современном этапе учителя должны учить и воспитывать личности, отвечающая требованиям цивилизованного развития. Новый стандарт высшего педагогического образования предпологает не только приобретение знаний, умений, навыков, а образованности, духовности, культурности, воспитанности.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя забыть о портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. Создание портфолио – основа деятельности педагога и развития его прфессиональной компетентности.

Исследование практической подготовки к воспитательной работе показывает, что в учебно-воспитательном процессе должны широко применяться современные подходы к организации обучения студентов педагогических специальностей к педагогической работе в школе, которые дополняются традиционными формами и методами обучения и воспитания студентов в вузе.

Таким образом, качество образование в школах сегодня зависит от качества педагогической деятельности учителя школы. Для достижении стоящих перед школой целей уже достаточно безупречнего владения учителем материала предмета, необходим и высокий уровень педагогической культуры.

Итоги нашего научной статьи позволяют сделать следующие выводы:

  1. Во время теоретической педагогической подготовки будущие учителя должны получить ясное и полное представление о том, в чем заключается компетенцие учителя и какие пути является наиболее эффективными для его формирования.
  2. Нужно научить будущих учителей во время педагогической практики в школе и оценивать свой первоначальный опыт и опыт других учителей.
  3. В работе практиканта особое внимание нужно уделять выработке у него умения устанавливать дружеские, добрый кантакт с классом, организовать групповую работу учащихся на уроке, выработке умения создать правильные взаимоотношения с коллективлом учащихся и с отдельными его членами.

Список литературы

  1. Абдухамидова Б. Тарбиялык сабактар. - Бишкек, 2014.
  2. Боталиева У.А. Педагогдун компетенттүүлүгү болочок адистин компетенттүүлүгүн калыптандыруунун негизи. Вестник КНУ.2010.№2.51-бет.
  3. Карасартова Ж.Б. Азыркы учурда ата-энелер менен иштөөдө болочок мугалимдердин компетенттүүлүгүн калыптандыруудагы билим берүү технологиясы. Вестник ИГУ им. К.Тыныстанова.-Каракол.2011. №30.51-55-беттер.
  4. Коджаспирова Г.М.Словарь по педагогике.-Москва. Ростов.2005. 63-бет
  5. Кукушин. В.С. Педагогика начального образования.-М.2005.592-б.
  6. Крупская Н.К. Пед. Соч.т.2.М.1958.121-бет.
  7. Макаренко А.С.Из опыт работы. Собр.соч. т.5.1952, стр309.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.Просвещение.1993.
  9. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введения в педагогическую деятельность: теория и практика. М.2004.
  10. Педагогическая психология и школьная практика. Ученые записи№90. Ярославль. 1972.
  11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. РСФСР.1948. стр 314.
  12. Психология и педагогика. Ученые записки. Ленинград.1956.171-180стр.
  13. Сагимбекова Д.С. О формирования профессиональной компетентности учителя. Вестник КНУ им. Ж.Баласагына. 2011.344стр.