УДК 821.512.154

Литературная критика углубляет связь литературы с жизнью народа

Кудайбергенова Зейнеп Совхозбаевна – кандидат филологических наук, и.о. доцента кафедры ФИСЭО Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В научной статье рассматривается задачи литературной критики и их влияние на развитие качеств прозаических, поэтических произведений и изображений реальной жизни. Сделан вывод о том, что литературный критик должен оценивать, критиковать литературных произведений реально и ответственно.

Ключевые слова: Литературная критика, поэзия, проза, эстетика, реминисенция, рационально-логическая, эмоционально-эмпирическая, полемика, традиционный, публицистическая.

Аннотация: Илимий макалада адабий сындын алдына койгон милдеттери, адабияттын сапаттык өсүшүнө, эстетикалык касиетине, прозалык, поэзиялык жанрлардын баалуулугуна, элдигине тийгизген таасири анализденди. Адабий сынчы адабиятка аяр мамиле жасоо керек экендиги, чыгармаларга жасалма эмес реалдуу мамиле жасашы зарыл экендиги жыйынтыкталды.

Негизги сөздөр: Адабий сын, поэзия, проза, эстетика, реминисценция, рационалдык - логикалык, эмоционалдык – эмпирикалык, полемика, традициялык, публицистикалык.

Виссарион Белинский называл критику “движущейся эстетикой”. Это определение справедливо, ибо именно посредством литературно-публицистического анализа осуществляется исследование живого литературного процесса. Выявление становых линий развития современной словесности, видимо, дело самое трудное. И вместе с тем самое интересное, поскольку многое еще не устоялось, находится в брожении, эксперименте, поиске. Как же обнаружить в потоке временного и случайного необходимое и закономерное? Ведь всегда так заманчиво предугадать, а тем более предсказать, в каком направлении пойдет развитие литературы.

Писательская критика – явление, как известно, чрезвычайно многоаспектное и многозначное. Она охватывает непосредственные литературно-критические высказывания писателей, написанные в виде рецензий, отзывов, статей: в нее входят и отклики на те или иные явления литературы, изложенные в письмах писателей: она включает и рассуждения, имеющиеся в житейских и литературных воспоминаниях: наконец, область ее применения – это всякого рода пародирование, травестирование, литературные реминисценции, полемика, заключенные в самых текстах художественных произведений [ 4. 3].

Перед критикой с особой остротой встала задача задач: совершенствование и углубление связей литературы с жизнью народа. Однако, когда речь заходила о самом внутреннем механизме взаимосвязи, нередко ограничивались общими рекомендациями: не лакировать действительность, изображать жизненные конфликты, типизировать, развивать сатиру и юмор, следовать традициям классиков. Для того чтобы критика успешно постигала закономерности литературного процесса, овладевала искусством прогноза, ей необходима прочная методологическая оснащенность. Трудами ведущих критиков современности такие основы несомненно заложены.

Однако, возможности дальнейшего совершенствования аналитического инструментария, особенно искусства широких социально-исторических синтезов, далеко еще не исчерпаны. Оставляет желать лучшего и слабая разработанность специальной терминологии, отсутствие четкой понятной системы. Ждут исследований и проблемы эволюции основных критических жанров, проблемы критериев художественной правдивости, творческой индивидуальности критика.

Бурное развитие техники сейчас, когда все увереннее осваивается космос, идет стремительное проникновение науки в областях, увеличиваются скорости земного, водного и воздушного транспорта, когда человек живет в пространстве пересекающихся скоростей, не может не влиять на его психику. И влияет. И навряд ли от всего этого человек становится мягче, милосерднее, добродушнее и приближается к природе с ее цветочками и пением птиц. И для того чтобы он не очерствел, ему нужно будет такое искусство, и в том числе такая литература, которые смогли бы и мыслью, и чувством, и красотой воздействовать на него, сохраняя все то сердечное, я бы добавил – сострадательное, что присуще человеку[ 6. 89].

И тут роль критики возрастает неизмеримо. Но только критики действенной, принципиальной, глубокой, способной анализировать состояние литературы и соотносить ее с жизнью. Литературный критик, вероятно, и есть тот читатель – Читатель с большой буквы, который читает произведение первый и первым высказывает свое суждение, дает свой отзыв или ответ. Когда наши писатели выражают неудовлетворение современным состоянием критики, то, может быть, они неосознанно страдают от чувства какой-то незавершенности... По-моему, у них нет ощущения законченности всего литературно-творческого процесса.

Ведь все три звена цепи еще не замкнулись, и писатель, не получая отклика, не может и не вправе считать свою вещь законченной. Да он и не считает ее таковой. Вот в чем сложность и тонкость этой проблемы [6.56]. Правда, может возникнуть и такой дополнительный вопрос: если критика- составная часть литературы, то, влияя на литературу, стимулируя ее изменения к лучшему, она, вероятно, должа совершенствоваться и сама?... Примечательно, что сегодня мы можем говорить не только о нашей единой и многонациональной прозе или поэзии, но и о единой многонациональной критике-явлении, характерном именно для наших дней, для нашей современности и безусловно содействующем дальнейшему активному взаимообогащению братских республик. Молодые к такой консолидации литературных сил особенно чутки. Далее, я думаю также, что быстрый творческий рост критиков - “сверстников” был обусловлен столь же бурным ростом молодых писателей-прозаиков, прежде всего в республиках и областях.

Кыргызкую литературную критику мы не можем представлять без Луи Арагона. Об этом вспоминает Л. Строилов таким образом: “Но прежде чем обратиться непосредственно к предисловию Луи Арагона нельзя остановиться на его статье, появившейся в литературном еженедельнике “Литтер Франсез” чуть позже парижской публикации “Джамили” под названием “Способность любви”. Эта статья, явившаяся в известном смысле дополнением предисловия, интересна и важна главным образом тем, что в ней критик углубляет свою концепцию “Джамили” и разъясняет ее значение для Французской литературы. Анализируя в ней наряду с “Джамилей” романы чешского писателя Я.Отченашенка “Ромео, Джульетта и тьма” и М Ауэзова “Абай” Л.Арагон писал: “ Я позволю себе указать еще на три книги, которые только, что появились с моим блогословением. Что к каждой из них я написал предисловие, нонесомненно и то, что эти повествования о любви являют собой высшую форму литературы, противостоящую старому индивидуализму, к которому нас во время настойчиво стараются вернуть. Было необходимо, чтобы небольшая книга этого молодого писателя.... как можно скорее стала свидетельством того, что только реализм способен рассказать нам о любви, ибо любовь, которую я смог бы почувтвовать и был бы готов разделить, должна быть подлинной, а искусство, оплывающее ее – реалистическим. И нельзя позвать как клеветой утверждение о том, что если реализм освящен солнцем социализма, то любовь в нем непременно зачахнет” [ 10.9].

Мало родиться литературным критиком, мало иметь склонность к аналитическому, обостренно эстетическому восприятию литературы. Мало быть и только исследователем литературы. Необходимо еще иметь биографию народа, и не просто научную или творческую, но биографию общественную, гражданскую. В этом, как говорил В.И.Ленин, весь гвоздь вопроса.

Список литературы

  1. Андроников И.Л. Исследования и находки.-М.1977.
  2. Дементьев Валерий. Пути творческого роста. (Слово молодым критикам). Л.1984.
  3. Кайгородова В.В. Литературно-критические взгляды. Л.М.Лернова. Авт-т.-Л.1979.
  4. Критика в художественном тексте. Душанбе.1990.
  5. Лежнев А.Художественная литература. М.1927.№7.
  6. Утехин П.Н. Критика и время. Лениздат.1984.
  7. Ершов Леонид. Критика и современный литературный процесс. Л.1984.
  8. Рябов В. Мировоззренческие основы художественной критики.Л.1984.
  9. Петрушкова В.В. “Речи” Крылова как критический жанр.Душанбе.1990.
  10. Строилов Л. Творчество Чингиза Айтматова в Западно-Европейского критика. 1964.9стр.